Права и обязанности должностных лиц антимонопольного органа при осуществлении проверок в сфере рекламы
Проведение проверок от имени антимонопольного органа осуществляют конкретные должностные лица, указанные в приказе или распоряжении о проведении проверки. Они изучают соблюдение проверяемыми лицами законодательства о рекламе, то есть исследуют имеющиеся образцы рекламных материалов, договоры, финансовые и иные документы, связанные с распространением рекламы, пояснения проверяемых лиц, устанавливают наличие признаков нарушения законодательства о рекламе в рекламных материалах, сроки, места, способы и иные обстоятельства распространения рекламы, а также лиц, ответственных за распространение рекламы.
При проведении проверки должностные лица антимонопольного органа имеют следующие права.
1. Право запрашивать у проверяемых лиц и получать от них необходимые документы по предмету проверки, включая образцы рекламных материалов и служебную переписку в электронном виде, иные сведения, а также пояснения как в письменной, так и в устной форме (ч. 1 ст. 34 Закона о рекламе, абзац 2 п. 1.5, п. 3.37, абз. 3 п. 3.45, п. 3.53 Регламента N 360).
Однако антимонопольный орган не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). В упомянутый выше Перечень, например, входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), из реестра лицензий на осуществление фармдеятельности (п. 54), сведения из реестра СМИ (п. 62), реестра лицензий на теле- и радиовещание (п. 64), из реестра лицензий на производство лекарств и осуществление меддеятельности (п. 15, п. 56), реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (п. 70), сведения из госреестра лекарственных средств (п. 2) и иные.
При проведении документарной проверки необходимые документы и материалы запрашиваются антимонопольным органом в письменной форме (п. 3.38 Регламента N 360). Срок их предоставления - не более десяти рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). При проведении выездной проверки - проверяемому лицу передается письменное требование о представлении необходимых документов, материалов (п. 3.54 Регламента N 360), а также дополнительно могут быть в устной форме запрошены пояснения, материалы, особенно если необходимо уточнить какую-либо информацию, предоставленную проверяемым лицом (п. 3.60 Регламента N 360). Однако, если выездная проверка проводится сразу после документарной, то сотрудники ФАС вправе запросить только те сведения и документы, которые не предоставлялись ведомству во время документарной проверки (ч. 10 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
2. Право беспрепятственно входить на территорию или в помещение проверяемого лица (кроме его жилища) при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения) о проведении выездной проверки (ч. 3 ст. 33 Закона о рекламе, абз. 4 п. 1.5, абз. 2 п. 3.45 Регламента N 360).
Исключение: посещение субъекта малого бизнеса в период приостановления его плановой выездной проверки (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ; письмо ФАС России от 22.07.2016 N ЦА/50156/16). Такое приостановление возможно, если ФАС запросил в рамках межведомственного информационного взаимодействия и ожидает от других госорганов документы и сведения, необходимые для проведения проверки. Срок такого приостановления определяется руководителем антимонопольного органа (его заместителем), но не может быть более 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
3. Право передавать полученные в ходе проверки материалы в иной орган власти, если выявлены признаки нарушения законодательства, относящегося к компетенции этого органа (абз. 5 п. 1.5 Регламента N 360).
При проведении проверки должностные лица антимонопольного органа обязаны:
1. соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого лица (п. 2 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 1.6 Регламента N 360). Должностные лица антимонопольного органа при проведении проверки не вправе портить имущество проверяемого лица, применять насильственные меры к сотрудникам проверяемого лица, совершать иные противоправные действия. В случае их совершения проверяемое лицо вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении правонарушения или в суд с иском о возмещении причиненного вреда;
2. проводить проверку только на основании соответствующего приказа (распоряжения), только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии соответствующего приказа (распоряжения) (п.п. 3, 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, п. 1.6 Регламента N 360). Приказ (распоряжение) закрепляет сам факт начала проверки, а также содержит поименный состав должностных лиц, уполномоченных на проведение конкретной проверки;
3. не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения, информацию и документы по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомить указанных лиц с результатами проверки (п.п. 5-7 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, п. 1.6 Регламента N 360), в том числе с теми документами, которые были получены в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п. 7.1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
4. при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать их соответствие тяжести и опасности нарушений (п. 8 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 8 п. 1.6 Регламента N 360);
5. доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемыми лицами в установленном порядке (п. 9 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 9 п. 1.6 Регламента N 360). В случае обжалования этих действий в жалобе указывается, какие именно действия должностных лиц, по мнению подателя жалобы, являются необоснованными или незаконными, и должностные лица должны будут привести доказательства обратного, в том числе указать нормы права, в соответствии с которыми они осуществляли такие действия;
6. соблюдать установленные сроки проведения проверки (п. 10 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 10 п. 1.6 Регламента N 360): не более чем двадцать (в исключительных случаях - тридцать) рабочих дней (ч. 5 ст. 35.1 Закона о рекламе), с возможностью приостанавливать проведение выездной плановой проверки субъекта малого предпринимательства на срок не более 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ; письмо ФАС от 22 июля 2016 г. N ЦА/50156/16);
7. перед началом выездной проверки по просьбе должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями Регламента N 360 (п. 12 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 12 п. 1.6 Регламента N 360);
8. осуществить запись о проведенной выездной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия (п. 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 13 п. 1.6 Регламента N 360). Юридические лица и предприниматели вправе вести такой журнал (ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
При проведении проверки должностные лица антимонопольного органа обязаны соблюдать ряд запретов:
1. Запрещено проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям антимонопольного органа (п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Регламент N 360 разрешает должностным лицам антимонопольного органа отразить в акте проверки сведения о наличии в действиях проверяемого лица признаков нарушения законодательства, рассмотрение которых не входит в компетенцию антимонопольного органа (п. 3.71 Регламента N 360), а также передавать материалы проверки в соответствующий орган власти по подведомственности (абз. 5 п. 1.5 Регламента N 360).
2. Запрещено требовать от проверяемых лиц документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством (п. 11 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 11 п. 1.6 Регламента N 360), в частности, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), а также требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, должностным лицам антимонопольного органа запрещено требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в антимонопольный орган (ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 3.40 Регламента N 360), изымать оригиналы таких документов, требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 3.41 Регламента N 360). Запросы информации, направляемые антимонопольными органами при проведении проверки, должны быть мотивированными, и все запрошенные материалы и документы должны относиться к предмету проверки. Так, например, статья 12 Закона о рекламе устанавливает обязанность хранения рекламных материалов в течение одного года. Соответственно, при проведении проверки должностные лица антимонопольного органа не вправе требовать представления рекламных материалов, распространявшихся более года назад, поскольку на предпринимателей не возлагается обязанности хранить их такой срок, и проверяемое лицо вправе отказаться представлять такую информацию, если она все же будет запрошена.
3. Запрещено осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). Однако этот запрет корреспондируется с обязанностью проверяемого обеспечить присутствие указанных лиц при проведении проверки (ст. 25 Закона N 294-ФЗ).
4. Запрещено отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные соответствующими правилами (п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
5. Запрещено превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
6. Запрещено разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством. (п. 5 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 35 Закона о рекламе, абз. 14 п. 1.6 Регламента N 360). В силу статьи 34 Закона о рекламе проверяемое лицо обязано представить в антимонопольный орган запрошенные сведения, даже если они составляют охраняемую законом тайну, при этом для таких материалов сохраняется установленный режим хранения. В случае разглашения охраняемой законом тайны должностные лица антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, а причиненные убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством (ч. 2 ст. 35 Закона о рекламе).
7. Запрещено препятствовать должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать необходимые пояснения. (п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, абз. 5 п. 1.6 Регламента N 360).
8. Запрещено взимать с проверяемых лиц плату за проведение мероприятий по контролю (п. 9 ст. 3 Закона N 294-ФЗ) или осуществлять им выдачу предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (п. 7 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.