Права и обязанности проверяемых лиц при проверках в сфере рекламы
Проверяемые лица обязаны:
1. Представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые для проведения проверки документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая образцы рекламных материалов, акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию и служебную переписку в электронном виде, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях (ч. 5 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 1.9 Регламента N 360).
Однако антимонопольный орган не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). В упомянутый выше Перечень, например, входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), из реестра лицензий на осуществление фармдеятельности (п. 54), сведения из реестра СМИ (п. 62), реестра лицензий на теле- и радиовещание (п. 64), из реестра лицензий на производство лекарств и осуществление меддеятельности (п. 15, п. 56), реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (п. 70), сведения из госреестра лекарственных средств (п. 2) и иные.
При проведении документарной проверки необходимые документы и материалы запрашиваются антимонопольным органом в письменной форме (п. 3.38 Регламента N 360). При проведении выездной проверки - проверяемому лицу передается письменное требование о представлении необходимых документов, материалов (п. 3.54 Регламента N 360), а также дополнительно могут быть в устной форме запрошены пояснения, материалы, особенно если необходимо уточнить какую-либо информацию, предоставленную проверяемым лицом (п. 3.60 Регламента N 360).
Срок представления документов, указанных в мотивированном запросе антимонопольного органа, проводящего документарную проверку, составляет 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Указанные в запросе документы представляются в виде простых копий, заверенных печатью и (или) подписью предпринимателя, руководителя или иного должностного лица юридического лица. Антимонопольный орган не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов (ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
За непредставление информации, запрошенной в соответствии с законодательством о рекламе, согласно ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность - в виде штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц (также участвующих в проверке экспертов) на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам, кроме периода приостановления плановой выездной проверки субъекта малого бизнеса (ч. 5 ст. 12 и ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
3. Обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц (индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей) при проведении проверки (ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ). Если из-за отсутствия или поведения руководителя проверяемой организации (лично ИП), их представителей и должностных лиц выездную проверку провести невозможно, инспекция антимонопольного органа составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В этом случае в течение трех месяцев со дня составления такого акта ФАС вправе принять решение о проведении в отношении проверяемого еще одной выездной проверки без предварительного уведомления и без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок, но с вынесением нового приказа (см. письмо ФАС России от 21.02.2017 N АК/10980/17). Аналогичные последствия наступают в том случае, если невозможность проведения выездной опроверки обусловлена фактическим неосуществлением деятельности проверяемым лицом.
Проверяемые лица наделены следующими правами:
1. Право получать от антимонопольного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки, в том числе полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения государственной функции (пп. 2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, абзацы 2, 5 п. 1.8 Регламента N 360). В частности, в приказе или распоряжении о проведении проверки указывается на те административные регламенты, которые определяют процедуры при проведении проверки (на данный момент это Регламент N 360), а при проведении выездной проверки должностные лица антимонопольного органа по требованию проверяемого лица обязаны сообщить, на основании какого административного регламента они будут осуществлять свою проверку. Кроме того, проверяемое лицо вправе знакомиться с документами и сведениями, полученными ФАС в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных госорганов и органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся эти документы и информация (п. 2.1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
2. Право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (пп. 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, п. 1.8 Регламента N 360): во время выездной проверки - непосредственно взаимодействовать с должностными лицами антимонопольного органа; во время документарной (поскольку она осуществляется в месте нахождения антимонопольного органа и непосредственное присутствие проверяемого лица не предполагается) - в рамках представления запрошенной информации представлять любые пояснения в отношении предмета проверки, которое посчитает нужным.
3. Право знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц антимонопольного органа (пп. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, абз. 6 п. 1.8 Регламента N 360).
4. Вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
5. Право на обжалование действий или бездействия должностных лиц антимонопольного органа в случае нарушения ими прав проверяемого лица при проведении проверок (пп. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, абзац 7 п. 1.8 Регламента N 360).
Если в ходе проведения или в результате проведенной проверки проверяемому лицу причинен вред вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц ФАС (УФАС), проверяемое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу (ст. 22 Закона N 294-ФЗ). В таким случае при определении размера вреда также учитываются расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, осуществленные для получения юридической или иной профессиональной помощи (ч. 2 ст. 22 Закона N 294-ФЗ).
Тема
Процедура проведения антимонопольным органом проверки в сфере рекламы
См. также
Формы документов
Приказ о назначении уполномоченного представителя юридического лица при проведении проверки
Доверенность на представление интересов при проведении проверки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.