Административная ответственность должностных лиц контролирующих органов за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (ст. 19.6.1 КоАП РФ)
Статьей 19.6.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле. Ответственность установлена для всех категорий чиновников: должностных лиц органов государственного контроля (надзора), должностных лиц органов МСУ, а также должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции. Административно наказуемы следующие нарушения:
н/п | Нарушение | Нарушитель | Наказание | Норма |
1 | проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения*(1) | должностное лицо органа исполнительной власти (федерального или субъекта РФ), уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора) должностное лицо органа местного самоуправления, уполномоченное на осуществление муниципального контроля | предупреждение или штраф в размере от 3000 до 5000 рублей | ч. 1 ст. 19.6.1. КоАП РФ |
2 | проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок | |||
3 | нарушение сроков проведения проверки | |||
4 | отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры | |||
5 | привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан | |||
6 | непредставление акта о проведенной проверке*(2) | |||
7 | проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) | должностное лицо органа исполнительной власти (федерального или субъекта РФ), уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора) | штраф в размере от 5000 до 10000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года | ч. 2 ст. 19.6.1. КоАП РФ |
8 | непредставление акта о проведенной проверке*(2) | |||
9 | повторное совершение нарушения, указанного выше в строках 1-6 | |||
10 | невнесение информации о проверке в единый реестр проверок | должностное лицо органа исполнительной власти (федерального или субъекта РФ), уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора) должностное лицо органа местного самоуправления, уполномоченное на осуществление муниципального контроля | предупреждение или штраф в размере от 1000 до 3000 рублей | ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ |
11 | нарушение сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок (два и более раза в течение одного года) | |||
12 | внесение неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок (два и более раза в течение одного года) |
_________________________________
*(1) Имеется в виду отсутствие законных основания именно для проведенной проверки; при этом могут иметься законные основания для иной проверки того же самого лица. Например, был привлечен к ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ служащий ГИТ, который провел по поступившей жалобе внеплановую документарную проверку, в то время как требовалось дополнительное расследование несчастного случая на производстве (постановление Верховного Суда РФ от 24.02.2015 N 58-АД15-3).
*(2) Существует правовая неопределенность в вопросе правильной квалификации непредставления акта о проведенной проверке. Данное деяние одновременно является и грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ), и простым несоблюдением требований этого же законодательства (ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в редакции Федеральных законов N 434-ФЗ от 22.12.2014 и 125-ФЗ от 05.05.2014). Между тем от квалификации данного правонарушения зависит кто будет рассматривать дело: мировой судья или судья районного суда.
Если при проведении проверки должностные лица органов контроля допускают указанные нарушения, потерпевшая организация (предприниматель) вправе вызвать полицию. Полиция обязана незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения, пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", далее - Закон о полиции).
Дела о несоблюдении должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) могут быть возбуждены только прокурором, путем вынесения соответствующего постановления (ч.ч. 1, 2 ст. 28.4 КоАП РФ).
Если проведение проверки сопровождалось упомянутыми нарушениями, потерпевшая организация, предприниматель вправе обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. При наличии оснований прокурор (или его заместитель) возбуждает производство об административном правонарушении (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ - за нарушение законодательства РФ в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)).
Возбуждение дела прокурором
Обращения могут быть переданы прокурору в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, через Интернет (п. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре, п. 2.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45, далее - Инструкция N 45). Письменное обращение обязательно должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица; данные лица, направившего обращение; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения; изложение существа вопроса; личную подпись заявителя и дату. В подтверждение своих доводов следует приложить к обращению документы и материалы либо их копии (п. 2.8. Инструкции N 45).
Поступившие обращения регистрируются в течение 3 дней с момента поступления (п. 2.3 Инструкции N 45) и разрешаются по существу в течение тридцати дней после регистрации (п. 5.1 Инструкции N 45).
О возбуждении дела прокурор выносит постановление (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре), в котором должны быть указаны:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы прокурора;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- объяснение должностного лица, в отношении которого возбуждено дело (ч. 2 ст. 28.4, ст. 28.2 КоАП РФ).
Правом выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры (п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре, п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях").
Постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.4, ст. 28.5 КоАП РФ).
Затем дело передается на рассмотрение мировому судье, если дело возбуждено по ч. 1 ст. 19.6.1 (ч. 1, абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) или в районный суд, если дело возбуждено по ч. 2 ст. 19.6.1 (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Если прокурор не усмотрит оснований для возбуждения дела, он выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ). Такое определение заявитель вправе обжаловать в суд либо вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 30.1, п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ) в десятидневный срок (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ) без уплаты государственной пошлины (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах