Проверки органами федерального государственного пожарного надзора
Федеральный государственный пожарный надзор (далее - ГПН, также ФГПН) - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений организациями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, осуществляемая органами государственного пожарного надзора. Эти органы*(1) находятся в ведении МЧС России и входят в систему Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ФПС).
Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляют структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, территориальные органы МЧС России по субъектам РФ в лице их руководителей и структурных подразделений, а также их территориальные отделы (отделения, инспекции), а также территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения ФПС в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон N 69-ФЗ, п. 2 Положения о федеральном государственном противопожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, далее - Положение N 290). Если в будущем Президент РФ подпишет указ о передаче части полномочий в области пожарного надзора регионам, то этот надзор будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ (абз. 3 ч. 5 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. "в" п. 2 Положения N 290).
Исключение: федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, надзор на объектах обороны и на иных объектах спецназначения (Минобороны, Нацгвардии, МВД, ФСО, СВР, мобилизационной подготовки и мобилизации) (ч. 1 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, п. 1 Положения N 290), а также проведение ГПН в рамках государственного строительного надзора (ч. 10 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).
Надзор непосредственно осуществляется должностными лицами органов ГПН - инспекторами по пожарному надзору (далее - пожарными инспекторами, инспекторами ГПН), перечень которых приведен в п. 8 Положения N 290. При осуществлении ГПН пожарные инспекторы вправе проверять деятельность организаций и граждан в части соблюдения требований ПБ, при этом беспрепятственно посещать и проводить обследования принадлежащих организациям и гражданам объектов защиты, территорий, земельных участков, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю (абз. 12 ст. 1, абз. 2 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. а, б, в п. 9 Положения N 290), а также запрашивать и получать информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (абз. 7 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. д п. 9 Положения N 290).
Кроме того, инспекторы ГПН вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (абз. 3 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. е) п. 9 Положения N 290), а также составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности (в том числе о неисполнении в установленный срок законного предписания органа ГПН), рассматривать дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять временный запрет деятельности (абз. 6 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. з) п. 9 Положения N 290).
По общему правилу проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ). Однако проверки, проводимые в связи с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, регулируются, в первую очередь, специальными нормами Закона N 69-ФЗ, а именно: предметом проверки является соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности; в документах о проверке дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, земельного участка или территории, в отношении которых планируется либо проведены мероприятия по контролю (ст. 6.1 Закона 69-ФЗ). Таким образом, по смыслу приведенных норм орган ГПН проводит проверку не в отношении юридического лица или предпринимателя, а в отношении эксплуатируемых ими объектов защиты.
Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 6.1. Закона N 69-ФЗ). План проверок составляется с учетом риск-ориентированного подхода: каждому объекту защиты присваивается своя категория риска, от которой зависит периодичность плановых проверок (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 и ч. 4 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ, п.п. 21, 22 Положения N. 290). При этом информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, должна быть размещена на официальном сайте МЧС России и поддерживаться в актуальном состоянии (п. 26 Положения N 290). Внеплановой же является проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.
В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Мораторий, в частности, не распространяется на плановые проверки государственного пожарного надзора в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности (п. 1 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
И плановые, и внеплановые проверки в рамках ГПН являются только выездными (п. 55 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, далее - Регламент N 644). Это означает, что проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ч. 1, ч. 2 ст.12 Закона N 294-ФЗ).
Общий срок проведения проверки органом ГПН составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644), а срок проведения плановой выездной проверки малого предприятия либо микропредприятия не может превышать соответственно пятьдесят и пятнадцать часов в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных, длительных исследований, испытаний, экспертиз срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 50 и 15 часов соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). Продление срока проверки оформляется изданием нового распоряжения начальника органа ГПН на основании мотивированных предложений инспектора ГПН, проводившего проверку (п. 26 Регламента N 644). Плановая проверка субъекта малого предпринимательства может быть приостановлена на срок до 10 рабочих дней, если ГПН запросил необходимые документы или информацию у иных ведомств (ч. 2.1, ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
Кроме того, о предстоящем проведении плановой и внеплановой проверки, за некоторым исключением (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 644, ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ, п. 73 Регламента N 644), проверяемое лицо должно быть уведомлено органом ГПН заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 59, п. 73 Регламента N 644).
Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок органами ГПН установлены Регламентом N 644.
________________________
*(1) Согласно ст. 16.1 Закона N 69-ФЗ и п. 7.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности могут передаваться Президентом РФ для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ путем издания соответствующего указа.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Памятка: встречаем проверяющих из пожарного надзора
Процедура проведения проверки органом ГПН
Предмет и субъекты проверок со стороны органов ГПН
Плановая проверка органами пожарного надзора
Внеплановая проверка органами пожарного надзора
Оформление органом пожарного надзора результатов проверки
Обжалование результатов проверки органа ГПН
Плановые (рейдовые) осмотры и обследования, проводимые органами ГПН
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах