Внеплановая проверка органами пожарного надзора
Организация и проведение внеплановой проверки осуществляется органом ГПН в соответствии с Законом 69-ФЗ, Законом N 294-ФЗ, Положением N 290 и Регламентом N 644.
Количество внеплановых проверок, в отличие от плановых, законом не регламентируется. На внеплановые проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Основания для их проведения установлены (согласно пп. 17 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ) Законом 69-ФЗ. К таковым относятся*(1):
1. Истечение срока исполнения организацией выданного органом ГПН предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ, пп. 1 п. 67 Регламента N 644).
Однако приказом МЧС России от 12.09.2016 N 492 "О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства" (далее - Приказ N 492) подразделениям МЧС России запрещено проводить проверки субъектов малого и среднего предпринимательства по указанному основанию, за исключением случаев, когда нарушения, указанные в предписании, связаны с наличием угрозы жизни и здоровью людей.
Проверка, как правило, назначается в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнения этого предписания. О признании незаконными результатов проверки, назначенной после такого срока, см. постановление Восьмого ААС от 11.04.2013 N 08АП-397/13. О противоположном исходе см. постановление Четырнадцатого ААС от 05.03.2012 N 14АП-342/12. Если действие предписания приостановлено судом на время рассмотрения дела, то проверка его исполнения не может быть проведена (постановление Седьмого ААС от 28.05.2014 N 07АП-3917/14).
При проведении внеплановой проверки по данному основанию (то есть с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений) орган ГПН не вправе выявлять иные нарушения требований пожарной безопасности (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123). Положения первых двух абзацев п. 94 Регламента N644, которые дозволяют инспектору выходить за пределы проверки, не могут применяться, поскольку противоречат акту более высокой юридической силы. Отметим, что до 15.11.2014 пожарные инспектора привлекали виновных лиц к ответственности за новые нарушения, выявленные при проверке предписания и суды, как правило, разрешали это (см. постановления Третьего ААС от 04.08.2014 N 03АП-3281/14, Одиннадцатого ААС от 28.02.2014 N 11АП-700/14, АС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2014 N Ф02-3971/14, ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2014 N Ф01-104/14; ФАС Поволжского округа от 21.01.2014 N Ф06-1619/13; ФАС Уральского округа от 25.12.2013 N Ф09-13747/13; ФАС Поволжского округа от 26.12.2013 N Ф06-10896/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2013 N Ф04-906/13). Противоположная судебная практика была немногочисленна - см. постановления Двадцатого ААС от 11.02.2014 N 20АП-8103/13; Восьмого ААС от 30.04.2013 N 08АП-2095/13; ФАС Поволжского округа от 26.03.2013 N Ф06-1472/13; Девятнадцатого ААС от 14.11.2011 N 19АП-3553/11. Однако пожарный инспектор вправе (абз. третий п. 94 Регламента N644) составить рапорт об обнаружении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, и на основании этой информации ГПН вправе провести новую внеплановую проверку, на этот раз по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ.
2. Поступление в орган ГПН сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности (п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ; абз. второй пп. 3 п. 67 Регламента N 644).
3. Поступление в орган ГПН обращений и заявлений граждан или юридических лиц, информации от органов власти (должностных лиц органа ГПН), органов местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара (п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ; абз. третий пп. 3 п. 67 Регламента N 644). При этом невозможно заранее сказать, какое именно нарушение точно влечет (или не влечет) такой вред или его угрозу, это определяется в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом их толкования в правоприменительной практике (письмо МЧС России от 17.02.2017 N 19-16-302).
Если имеются обоснованные сомнения в авторстве обращения, орган ГПН обязан принять разумные меры к установлению лица, направившего заявление, обращение о фактах нарушений. Электронные обращения (через интернет-сервисы и по E-mail) могут повлечь внеплановую проверку, только если они были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. второй п. 70 Регламента N 644). Более того, уже начавшаяся внеплановая проверка будет прекращена, если уже после ее начала выяснится анонимность или заведомая ложность той жалобы, которая и являлась поводом к проверке. Решение о прекращении проверки по этому основанию принимает руководитель органа ГПН или его заместитель (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзацы третий и шестой п. 71 Регламента N 644).
Кроме того, орган ГПН вправе предварительно проверить факты, указанные в обращении - если неясно, кто именно нарушил и какие именно обязательные требования. В ходе такой предварительной проверки пожарный инспектор может провести мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, а также может запросить (в том числе устно) дополнительные материалы, сведения, документы, как у автора обращения, так и у лиц, чья деятельность является предметом жалобы. Представлять документы и пояснения, запрошенные в рамках предварительной проверки, не обязательно (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. третий п. 70 Регламента N 644). Срок такой предварительной проверки не может превышать 30 дней и не засчитывается в срок внеплановой проверки, если таковая последует (письмо МЧС России от 17.02.2017 N 19-16-302).
При проведении внеплановой проверки по данному основанию орган ГПН вправе выйти за пределы жалобы и проверить объект в полном объеме (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2014 N Ф07-3580/14). Сам ГПН начинает проверку, как правило, только если поступившая жалоба констатирует угрозу жизни и здоровью людей, а в остальных случаях готовит ответ заявителю на основании уже имеющихся в ГПН материалов (контрольно-наблюдательное дело на объект защиты, см. письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123).
В случае поступления жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, Приказ N 492 предписывает подразделениям МЧС России проводить соответствующие внеплановые выездные проверки по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".
4. Наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории (п. 2 ч. 5 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ). Такая проверка может быть проведена и после прекращения противопожарного режима, если она была назначена в то время, когда он действовал (постановление Первого ААС от 26.05.2014 N 01АП-2435/14).
5. Наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 4 ч. 5 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ, пп. 4 п. 67 Регламента N 644). Требование прокурора о проведении проверки законно даже в случае, если автор обращения не просил о ее проведении (постановление Пятнадцатого ААС от 01.07.2014 N 15АП-9699/14).
6. Наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения (пп. 5 п. 67 Регламента N 644). Отметим, что невозможность проведения выездной (плановой либо внеплановой) проверки из-за действий проверяемого лица (в связи с отсутствием уполномоченного представителя, либо руководителя, с иными формами их саботажа, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности) дает госоргану право на еще одну, повторную, проверку (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В этом случае обязательно составляется акт о невозможности проведения проверки с указанием причин такой невозможности (п. 60 Регламента N 644). В течение трех месяцев со дня составления акта надзорный орган вправе принять решение о проведении выездной проверки в отношении этой непроверенной организации (ИП) без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления проверяемого лица. О новой проверке выносится новое распоряжение (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 52 Регламента N 644, письмо МЧС России от 24.01.2017 N 19-16-96).
Внеплановая (как и плановая) проверка проводится в форме выездной проверки (п. 55 Регламента N644).
Проведение внеплановой проверки по основанию, указанному выше в п. 3, проводится с извещением прокуратуры в течение 24 часов после начала проверки. Согласование с органами прокуратуры или извещение о проведении внеплановой проверки по остальным основаниям не требуется (ч. 6 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п. 68, п. 71 Регламента N 644).
Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному выше в п. 3, не допускается (ч. 7 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п. 73 Регламента N 644). В остальных случаях орган ГПН обязан уведомить проверяемое лицо о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, в т.ч. направлением электронного документа по E-mail, адрес которого содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП) либо уже ранее представлялся в ФГПН для связи, электронным письмом, подписанным усиленной квалифицированной ЭП (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 644).
Информация о внеплановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, вносится в Единый реестр проверок, в зависимости от оснований конкретной проверки, не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о ней либо не позднее 5 рабочих дней со дня её начала (п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
________________________________
*(1) С 12 мая 2016 года Закон N 294-ФЗ содержит дополнительные основания для проведения внеплановой проверки: причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда музейным предметам и музейным коллекциям Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда. Это основание отдельно не поименовано в Законе N 69-ФЗ, который, однако, и без того разрешает проводить внеплановую проверку в указанном случае (по основанию п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ (информация об угрозах причинения вреда имуществу и возникновения пожара)).
Тема
Процедура проведения проверки органом ГПН
См. также
Согласование органами ГПН проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры
Уведомление проверяемого лица о проведении проверки органами пожарного надзора
Распоряжение о проведении проверки органом ГПН
Предмет и субъекты проверок со стороны органов ГПН
Срок проведения проверки органом ГПН
Плановая проверка органами пожарного надзора
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.