Согласование органами ГПН проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры
В настоящее время органы ГПН практически не обязаны согласовывать с прокуратурой проведение внеплановых проверок. Исключением являются некоторые из проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ и п. 71 Регламента N 644 внеплановые выездные проверки по основаниям, указанным в пп. "а" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и музейным коллекциям, особо ценным документам Архивного фонда, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства) и "б" (причинение такого вреда) п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ проводятся только после предварительного согласования с соответствующим органом прокуратуры. Однако закон разрешает проверку по основаниям пп. "б" (или в случае чрезвычайных ситуаций) провести незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов. В этом случае прокурор согласовывает внеплановую проверку "постфактум", в день поступления соответствующих документов (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 68 Регламента N 644).
Однако Закон N 294-ФЗ устанавливает только общие правила для проведения проверок контролирующими органами. При проведении проверок пожарной безопасности следует применять специальные правила об организации и проведении проверок, установленные Законом 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (п. 17 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ), в частности в отношении согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Частью 6 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ установлено, что внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем п. 3 ч 5 этой статьи (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозе возникновения пожара либо причинение такого вреда, возникновение пожара), может быть проведена незамедлительно и без согласования (предварительного или постфактум) с органами прокуратуры. В этом случае орган ГПН обязан только известить прокуратуру о проведении внеплановой выездной проверки в течение 24 часов после начала проверки (п. 68 Регламента N 644, письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123). На практике органы ГПН иногда согласовывают и эти проверки, однако обязанности такой у них нет. Неизвещение прокуратуры в 24 часа после начала внеплановой проверки не относится законом к числу грубых нарушений, влекущих безусловное признание недействительным результатов проверки.
В случае поступления жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, приказ МЧС России от 12.09.2016 N 492 предписывает подразделениям МЧС России проводить соответствующие внеплановые выездные проверки по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".
Проведение внеплановых проверок по остальным основаниям (истечение срока исполнения предписания, введение особого противопожарного режима, проверка в связи с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора, а также поступление в орган пожарного надзора сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности) согласования с прокуратурой не требует - ни предварительного, ни последующего (ч.ч. 1 и 6 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п. 69 Регламента N 644). При этом проверки проводятся органами ГПН только в виде выездных проверок (п. 55 Регламента N 644). Таким образом, в настоящее время органы ГПН фактически вправе проводить внеплановые проверки без предварительного согласования с прокуратурой.
Генеральная прокуратура РФ является оператором единого реестра проверок (ч. 1 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ). Включение информации о проверке в Реестр, как и присвоение ей индивидуального учетного номера, не является согласованием проверки в смысле ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. В случае, если согласование проверки проводилось, то такие сведения также будут отражены в Едином реестре проверок (п. 16, пп."а" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.