Полномочия пожарных инспекторов при проведении проверки
При осуществлении федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности государственные пожарные инспекторы имеют право (ч. 12 ст. 6 Закона 69-ФЗ, п. 8 Регламента N 644, п. 9 Положения N 290):
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки, но только после начала проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). Представление о характере необходимых документов и требованиях к ним можно составить по изучении соответствующих разделов Временных методических рекомендаций по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утв. МЧС России 03.07.2014, далее - Методические рекомендации);
С 1 июля 2016 года инспекторам ГПН запрещено требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить самостоятельно (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). В упомянутый перечень, например, входят: сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), из разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию (п. 22, 23), кадастровые паспорт, справка и выписка об объекте недвижимости (п.п. 91-93), выписки из ЕГРП (п.п. 88-90), выписка из реестра федерального имущества (п. 60) и другие. Перечень документов и сведений, запрашиваемых у госведомств напрямую, установлен п. 111 Регламента N 644.
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты проверяемого лица. Образец служебного удостоверения государственных инспекторов по пожарному надзору установлен приказом МЧС России от 17.05.2005 N 400. Однако посещения запрещены в период приостановления проверки (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ);
- проводить обследования территории и объектов проверяемого лица, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю. Под обследованием понимается визуальный осмотр (абзац второй пп. 2 п. 64 Регламента N644). О том, что именно на объекте привлечет внимание инспектора, можно узнать из упомянутых Методических рекомендаций;
- привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара;
- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- вызывать в органы ГПН должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.
Вместе с тем при проведении проверки государственные пожарные инспекторы также должны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, которые регламентированы ст. 15 и ст. 18 Закона N 294-ФЗ. Так при проведении проверки инспекторы обязаны:
- проводить проверку только на основании распоряжения руководителя органа ГПН (заместителя) о ее проведении в соответствии с ее назначением (п. 3 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, только при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения руководителя органа ГПН (заместителя) о ее проведении и (если необходимо согласование) копии документа о согласовании проведения проверки (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- проводить проверку в присутствии руководителя (иного должностного лица), индивидуального предпринимателя или их уполномоченных представителей, за исключением случая проведения такой проверки в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан (п. 2 ст. 15, п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). Однако эта обязанность инспектора корреспондируется с обязанностью проверяемого обеспечить присутствие указанных лиц при проведении проверки (ст. 25 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, если выездная проверка не была проведена из-за отсутствия проверяемого ИП или руководителя, их представителей и должностных лиц, то об этом составляется специальный акт, а у ФГПН появляется еще три месяца на проверку, причем на этот раз без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ);
- проверять только выполнение обязательных требований, которые относятся к полномочиям органов пожарного надзора, а именно по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). При этом инспектор не вправе проверять исполнение требований, установленных актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ, либо требований неопубликованных муниципальных актов (п. 1.1, п. 1.2 ст. 15 Закона N294-ФЗ);
- требовать представления и проверять исключительно те образцы, документы и информацию, которые являются объектом проверки или относятся к предмету проверки (п. 3 ст. 15, п. 11 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- оставлять у проверяемого лица оригиналы запрошенных для проверки документов (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
- оформлять по установленной форме протоколы отбора образцов, проб в количестве, не превышающем установленные нормы, для проведения их исследований, испытаний, измерений (п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
- проводить проверку только в пределах сроков, установленных для её проведения (п. 6 ст. 15, п. 10 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- предоставлять руководителю (иному должностному лицу), индивидуальному предпринимателю или их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (п. 6 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- знакомить руководителя (иное должностное лицо), индивидуального предпринимателя или его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными согласно п. 8, п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п. 7.1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченное лицо, индивидуального предпринимателя, его представителя с результатами проверки, а также осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (п.п. 7, 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
Проведение государственным пожарным инспектором проверки без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о её проведении; истребование документов, не относящихся к предмету проверки; превышение установленных сроков проведения проверок без надлежащего оформления продления, а также непредставление акта проверки являются грубыми нарушениями, влекущими отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.п. 4, 5, 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.