Выездные проверки плательщиков страховых взносов, осуществляемые ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Порядок проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов с 2010 года регламентируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
Проверки плательщиков страховых взносов осуществляют органы контроля за уплатой страховых взносов, каковыми являются Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч.ч. 1 - 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять налоговые органы, ФСС и ФОМС. Закон N 212-ФЗ утратил силу (см. Федеральные законы от 03.07.2016 N 243-ФЗ и N 250-ФЗ).
При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке будут представляться в ПФР и ФСС РФ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст.ст. 20 и 23 Закона N 250-ФЗ).
Соответственно, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, выездные проверки по страховым взносам ПФР и ФСС РФ будут проводить в порядке, действовавшем до 2017 года.
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, а в случае отсутствия у плательщика страховых взносов возможности предоставить помещение - по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Выездные проверки могут быть:
- плановыми;
- внеплановыми.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся территориальными органами ПФР и ФСС РФ только совместно на основании разрабатываемых ими ежегодных планов.
Целью их проведения является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Такие выездные проверки называют плановыми.
Плановые проверки носят комплексный характер. Одновременно ПФР проверяет документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. В свою очередь, ФСС проверяет правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ), а также правильность исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
При этом проверить могут как саму организацию, так и любое ее обособленное подразделение, которому для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (ч.3 ст.35 Закона N212-ФЗ).
С целью осуществления совместных мероприятий организационного и информационного взаимодействия ПФР и ФСС РФ заключили Соглашение о взаимодействии по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28.10.2009 N АД-30-35/10сог; N 02-43/07-2205П (далее - Соглашение).
На основании п. 3.1.1 Соглашения ежегодные планы-графики проведения совместных выездных проверок утверждаются в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года. В случае необходимости в план-график могут вноситься изменения.
В целях координации работы по проведению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС могут создавать совместные рабочие группы, организовывать совместные семинары и совещания по вопросам, возникающим в ходе проведения совместных выездных проверок (п.п. 3.1.5, 3.1.6 Соглашения).
Разработка единой методологии проведения совместных выездных проверок Соглашением не предусмотрена. При выполнении контрольных функций ПФР и ФСС РФ руководствуются нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а также внутриведомственными методиками*(1).
Проводятся плановые выездные проверки плательщика страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При этом количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений не учитывается (ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки может проводиться:
- выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (ч. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ);
- повторная выездная проверка, право осуществления которой предоставлено органам контроля за уплатой страховых взносов с 1 января 2015 года (ч.ч. 24-27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
Плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся ПФР и ФСС РФ только совместно. Раздельно фонды могут проводить только внеплановые проверки (письмо Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).
Возможность проведения внеплановых выездных проверок установлена, например, Законом N 255-ФЗ в следующих случаях:
- при поступлении жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения (ч. 3 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ);
- при обращении страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В этих случаях ФСС вправе проверить только правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (ч. 7 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
При проведении контроля за уплатой страховых взносов не действуют ограничения в отношении порядка организации и проведения проверок, предусмотренные Законом N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 8 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).
______________________________
*(1) При планировании и проведении выездных проверок ПФР руководствуется:
- Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок, утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р;
- Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п.
ФСС РФ своей работе руководствуется:
- Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81;
- Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82.
Тема
Проверки ПФР и ФСС РФ плательщиков страховых взносов (за периоды до 2017 года)
См. также
Памятка: встречаем проверяющих ПФР и ФСС РФ
Порядок проведения выездной проверки плательщиков страховых взносов (за периоды до 2017 года)
Оформление результатов выездной проверки плательщиков страховых взносов (за периоды до 2017 года)
Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.