Периодичность проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов и проверяемый период (за периоды до 2017 года)
Территориальные органы ПФР и ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ими ежегодных планов. Целью их проведения является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч.ч. 2, 3 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ).
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При определении предельного количества выездных проверок плательщика страховых взносов проведенные самостоятельные выездные проверки его обособленных подразделений не учитываются (ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
При этом в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором было вынесено решение о ее проведении (ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Включать в период проверки год ее назначения, то есть текущий, Закон N 212-ФЗ не запрещает.
Из буквального содержания и смысла положений ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ следует, что наступление момента проведения очередной выездной проверки связывается только с моментом окончания предшествующей проверки, но не с моментом регистрации юридического лица. Поэтому совместная выездная проверка плательщиков страховых взносов может быть проведена до истечения трехлетнего периода с момента образования (регистрации) юридического лица. Так, например, в постановлении Восьмого ААС от 14.11.2014 N 08АП-9207/14 судьи пришли к выводу, что предусмотренная Законом N 212-ФЗ периодичность проведения контрольных мероприятий не нарушена проведением проверки по истечении 2 лет 26 дней с момента регистрации общества.
Независимо от времени проведения предыдущей проверки может проводиться выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки (ч. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
А с 1 января 2015 года независимо от времени проведения предыдущей проверки также может проводиться повторная выездная проверка. Такая проверка осуществляется (ч.ч. 24-27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ):
- вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов - с целью контроля за деятельностью органа контроля, проводившего проверку. При этом может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении;
- органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, - в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках такой проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет.
До 1 января 2015 года возможность проведения повторных выездных проверок плательщиков страховых взносов Законом N 212-ФЗ не была предусмотрена (в отличие от налоговых выездных проверок).
Выездные проверки плательщиков страховых взносов по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов (так называемые, плановые выездные проверки) проводятся органами контроля за уплатой страховых взносов только совместно и проведение отдельных выездных проверок данных плательщиков неправомерно.
Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки (письмо Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).
В частности, ФСС РФ может проверить правильность расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как в ходе плановых совместных выездных проверок страхователя, так и в рамках самостоятельных внеплановых выездных проверок (ч. 7 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, далее - Закон N 255-ФЗ).
Основанием для проведения внеплановых выездных проверок ФСС РФ могут послужить:
- обращение страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ);
- поступление жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения (ч. 3 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
При этом правило периодичности проведения проверок (не чаще одного раза в три года) к таким проверкам не применяется (ч. 2 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
При проведении контроля за уплатой страховых взносов не действуют ограничения в отношении порядка организации и проведения проверок, предусмотренные федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе запрет на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 8 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.