Сроки и способы представления истребуемых документов в ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ, но только за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2017 года. За отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, выездные проверки плательщиков страховых взносов будут по-прежнему проводиться органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Порядок представления документов, истребуемых ПФР и ФСС РФ при проведении проверок, определен в ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10-ти дней со дня вручения соответствующего требования. Течение срока начинается на следующий день после даты вручения и исчисляется в рабочих днях (ч.ч. 2, 6 ст. 4, ч. 5 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты отправления заказного письма (ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то в течение 1 дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо письменно уведомить об этом проверяющих (ч. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
В уведомлении указываются:
- причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки;
- сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
На основании такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков. Соответствующее решение выносится им в течение 2-х дней со дня получения такого уведомления по установленной форме, которая утверждена
- для ПФР - постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п (приложение 11), а в части дополнительного социального обеспечения - постановлением Правления ПФР от 15.02.2016 N 90п (приложение 11);
- для ФСС РФ - приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2 (приложение N 14).
Срок, на который продлевается срок представления документов, определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Фонда самостоятельно с учетом указанных плательщиком причин невозможности представления документов в установленные сроки, объема истребуемых документов, наличия факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроков, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ч. 7 ст. 37 и ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов одним из следующих способов (ч. 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ):
- лично или через представителя;
- направлены по почте заказным письмом;
- переданы по телекоммуникационным каналам связи в форме электронных документов.
Документы, представляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью. Идентификация и аутентификация указанных лиц осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (п. 4 ч. 2 ст. 28, п. 10 ч. 3 ст. 29, ч. 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года).
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий (части 2.1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться с подлинниками документов (ч. 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
Не допускается требование нотариального удостоверения представляемых копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а также изъятие подлинников документов (ч. 3 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
При отправке почтой документы лучше направить заказным почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. При этом необходимо учитывать время на доставку адресату почтовой корреспонденции.
Направить в ПФР и ФСС РФ истребуемые документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи плательщик страховых взносов вправе в случае, если у него эти документы составлены в электронном виде по установленным форматам. Форматы, порядок и условия направления требования о представлении документов, а также порядок и условия представления документов по требованию органа контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ПФР и ФСС РФ (ч. 2.1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
Темы
Истребование документов при проведении выездной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Истребование документов при проведении камеральных проверок ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
См. также
Применение электронной подписи в целях бухгалтерского учета и налогообложения
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.