Рассмотрение материалов проверки ПФР и ФСС РФ и вынесение итогового решения по ней (за периоды до 2017 года)
С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ.
В то же время территориальные органы ПФР и ФСС РФ в прежнем порядке продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выносить решения по ним (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Процедура рассмотрения материалов проверки плательщиков страховых взносов и вынесения итогового решения по результатам такого рассмотрения регламентируется ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) и в большей части аналогична процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, установленной ст. 101 НК РФ.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по этому акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.
Рассмотреть указанные материалы проверки и принять решение по ним руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения Фонда должен в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15-дневного срока, установленного для представления письменных возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 6 ст. 4, ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
При этом лицу, в отношении которого проводилась проверка, предоставлены права:
- участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (п. 12 ч. 1 ст. 28, ч.ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ);
- давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки, в том числе при отсутствии письменных возражений (ч. 4 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Неявка этого лица (его уполномоченного представителя) не является препятствием для рассмотрения материалов проверки при условии извещения его надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Исключение составляют случаи, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (ч. 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки:
- могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки;
- исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у этого лица, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (ч.ч. 4, 5 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает (ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ):
- совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства РФ о страховых взносах;
- образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ;
- имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ;
- (до 31.12.2014) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие такую ответственность.
С 1 января 2015 года из Закона N 212-ФЗ исключена ст. 44, предусматривающая возможность определять размер санкций с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность срахователей по выявленным правонарушениям. В связи с этим из обязанностей руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающего материалы проверки, исключена и необходимость выявления таких обстоятельств. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал внесенные поправки не соответствующими Конституции РФ, обязав законодателя внести в законодательство РФ о страховых взносах изменения, позволяющие индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства.
При этом Конституционный Суд РФ указал, что данный вывод не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы. Впредь до внесения соответствующих изменений в Закон N 212-ФЗ принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых орган контроля за уплатой страховых взносов вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Соответствующее решение выносит руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. Истребование документов в этом случае производится в порядке, предусмотренном ст. 37 Закона N 212-ФЗ (ч. 7 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Требовать документы у контрагентов проверяемого плательщика страховых взносов, проводить допросы и экспертизы в ходе рассмотрения материалов проверки для получения дополнительных доказательств выявленных нарушений Фонды не вправе, в отличие от налоговых органов, которым такое право предоставлено нормой п. 6 ст. 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение (ч. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ):
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
При проведении совместной выездной проверки ПФР и ФСС РФ результаты ее проведения оформляются фондами раздельно, каждым - в части администрируемых страховых взносов. Также раздельно осуществляется рассмотрение материалов проверки и вынесение по его итогам решения руководителями соответствующих территориальных органов ПФР и ФСС РФ.
При этом органы ПФР составляют акт и выносят решения по проверке с учетом информации ФСС РФ о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения (п. 3.2 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28.10.2009 N АД-30-33/10сог, N 02-43/07-2205П и письмо Правления ПФР и ФСС РФ от 23.04.2012 N ТМ-30-24/5182, N 15-03-10/08-1276П "О передаче информации").
Соответственно, проверка, проводимая ПФР, может завершиться позднее проверки, проводимой ФСС РФ.
Формы документов, применяемых фондами в ходе рассмотрения материалов проверки, утверждены соответствующими ведомственными актами:
- для ПФР - постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п, а в части дополнительного социального обеспечения - постановлением Правления ПФР от 15.02.2016 N 90п;
- для ФСС РФ - приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2, а в части проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - приказом ФСС России от 09.03.2010 N 37.
Темы
См. также
Извещение о рассмотрении материалов проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.