Обжалование решений, действий (бездействия) антимонопольного органа при осуществлении проверок в сфере рекламы
Решения, принимаемые антимонопольным органом или его должностными лицами, а также действия или бездействие антимонопольного органа или его должностных лиц, осуществляемые в рамках проведения проверки в сфере рекламы, могут быть обжалованы как в судебном порядке (по правилам главы 24 АПК РФ), так и в административном (внесудебном) порядке (пп. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Если проверяемое лицо не согласно:
- с действиями (бездействием) должностных лиц, проводивших проверку,
- с фактами и выводами, изложенными в акте проверки,
- с решением по результатам рассмотрения акта проверки,
- с выданным предписанием о прекращении нарушения законодательства о рекламе,
оно вправе обжаловать эти документы (действия) в досудебном (внесудебном) порядке руководителю антимонопольного органа или сразу в суд (п.п. 5.1, 5.19, 5.20 Регламента N 360, п.п. 5.1, 5.19, 5.20 Регламента N 711/12, пп. 4 ст. 21, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, если по результатам проверки лицо привлечено к административной ответственности, оно также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Постановление территориального органа ФАС о назначении административного наказания может быть обжаловано в ФАС России или в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Нарушения порядка проведения проверки либо рассмотрения дела, допущенные должностными лицами ФАС России (центрального аппарата), или не отдельных должностных лиц, но антимонопольного органа в целом, - обжалуется в ФАС России (центральный аппарат) (п. 5.19 Регламента N 360, п. 5.19 Регламента N 711/12). Нарушения, допущенные должностными лицами территориального антимонопольного органа (УФАС), обжалуются не в ФАС России (центральный аппарат), а в соответствующий антимонопольный орган, действия (бездействия) должностных лиц которого обжалуется (п. 5.20 Регламента N 360, п. 5.20 Регламента N 711/12).
Жалоба на действия (бездействие) должностного лица, проводившего проверку, на вынесенное по итогам проверки решение подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной подписи (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием сети Интернет, в том числе портала государственных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя (п. 5.12 Регламента N 360, п. 5.12 Регламента N 711/12).
Жалоба обязательно должна содержать:
- наименование антимонопольного органа (или же фамилию, имя, отчество либо должность соответствующего должностного лица);
- наименование юридического лица, подающего жалобу (либо фамилию, имя, отчество, в случае подачи жалобы от имени физического лица);
- адрес его местонахождения;
- контактный телефон;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу или уведомление о переадресации жалобы;
- адрес электронной почты (для жалобы в форме электронного документа);
- суть жалобы;
- подпись и дату.
В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии (п.п. 5.13, 5.14 Регламента N 360, п.п. 5.13, 5.14 Регламента N 711/12).
Срок досудебного обжалования выданного предписания, а равно фактов, выводов, предложений, изложенных в акте проверки, составляет пятнадцать дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Предписание антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается позже акта проверки (п.п. 3.75, 3.78 Регламента N 360, п. 3.60 Регламента N 711/12).
Административными регламентами не установлен срок досудебного обжалования действий (бездействия) антимонопольного органа. В связи с этим представляется, что такой срок должен быть разумным и не может превышать 3-месячный срок (закрепленный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обжалования решений и действий органов власти) со дня совершения антимонопольным органом действия, являющегося предметом жалобы.
Решение по поданной жалобе должно быть принято в течение 30 календарных дней со дня её регистрации, а в случае необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации - в срок не более 60 дней (п.п. 5.22-5.23 Регламента N 360, п.п. 5.22 - 5.23 Регламента N 711/12).
Досудебное обжалование действий (бездействия) и решений антимонопольного органа не прерывает и не приостанавливает течение срока на подачу заявления, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Решение по жалобе принимает руководитель соответствующего антимонопольного органа, при этом при рассмотрении жалобы оцениваются как доводы, содержащиеся в самой жалобе, и материалы, приложенные к жалобе, так и материалы и объяснения, представленные должностным лицом, действия (бездействие) которого обжалуются, а также материалы исследований, проверок (при их наличии).
По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений (п. 5.26 Регламента N 360, п. 5.26 Регламента N 711/12):
- о признании обжалуемого решения или действия (бездействия) соответствующими регламенту и отказе в удовлетворении жалобы;
- о признании обжалуемого решения или действия (бездействия) должностного лица не соответствующими регламенту и удовлетворении жалобы полностью или в части. Также в антимонопольном органе решается вопрос о целесообразности проведения в отношении должностных лиц служебной проверки, применении дисциплинарного взыскания или принятии решения о других видах ответственности (в зависимости от серьезности выявленных нарушений).
На период срока рассмотрения жалобы во внесудебном порядке действие обжалуемых документов не приостанавливается. Обжалование в суде позволяет приостановить действие оспариваемого акта, решения по ходатайству заявителя (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).
Сведения об обжаловании проверки и о результатах этого обжалования вносятся в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "е", "ж" п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.