Камеральные проверки плательщиков страховых взносов, осуществляемые ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Порядок проведения камеральных проверок плательщиков страховых взносов с 2010 по 2016 годы регламентировался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
Проверки плательщиков страховых взносов осуществляли органы контроля за уплатой страховых взносов, каковыми являлись Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч.ч. 1 - 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано в ведение налоговых органов, ФСС и ФОМС. Закон N 212-ФЗ утратил силу (см. Федеральные законы от 03.07.2016 N 243-ФЗ и N 250-ФЗ).
При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке представляются в ПФР и ФСС РФ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст.ст. 20 и 23 Закона N 250-ФЗ).
Поэтому камеральные проверки расчетов за 2016 год, а также уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, проводятся ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до 2017 года.
Камеральные проверки проводятся с целью контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Камеральная проверка, в отличие от выездной, всегда проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов. Проверка осуществляется на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
Осуществляется камеральная проверка уполномоченными должностными лицами ПФР и ФСС в соответствии с их служебными обязанностями. Какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов не требуется. Основанием для ее проведения является сам факт подачи отчетности по страховым взносам.
Камеральные проверки проводятся ПФР и ФСС РФ раздельно, каждым - в части администрируемых взносов.
Пенсионным фондом РФ проверяются:
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (формы РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР);
- расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд РФ, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (форма РВ-3);
- корректирующие (отменяющие) сведения персонифицированного учета о каждом работающем у плательщика страховых взносов застрахованном лице по формам СЗВ-6-4, АДВ-6-5, АДВ-6-2, (утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п), представляемые страхователями дополнительно в случае корректировки сведений за прошедшие отчетные периоды 2010-2013 г.г.*(1);
- представленные документы, в том числе сведения персонифицированного учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п), представляемые страхователями с 1 апреля 2016 года ежемесячно, а также реестры застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя по форме ДСВ-3 (утв. постановлением Правления ПФР от 09.06.2016 N 482п);
- документы о деятельности плательщика страховых взносов, которыми располагает фонд.
Фондом социального страхования РФ проверяются*(2):
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС);
- представленные документы, в том числе, представляемые при подтверждении осуществленных расходов реестры застрахованных, прошедших обязательные периодические медосмотры, а также отчеты об использовании средств Фонда на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и документы, подтверждающие произведенные расходы (приложения 1 и 2 к письму ФСС России от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779, п. 12 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н);
- документы о деятельности плательщика страховых взносов, которыми располагает фонд.
При проведении проверки расчетов по форме РСВ-1 ПФР территориальные отделения ПФР руководствуются в своей работе:
- Методическими рекомендациями по проверке расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), представляемого в ПФР, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31.07.2014 N 323Р*(3);
- Методическими рекомендациями по проверке сочетаний видов стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными тем же распоряжением Правления ПФР от 31.07.2014 N 323Р;
- Методическими рекомендациями по порядку приема и ввода расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, представленных плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также проведения их камеральных проверок, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 16.04.2010 N 101р.
При проверке сведений персучета ПФР руководствуется также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. приказом Минтруда от 21.12.2016 N 766н.
Проверяющие ФСС РФ при проведении камеральных проверок руководствуются Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей, утвержденными постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110. Но, поскольку этот документ утвержден до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, то применяться он может только в части, не противоречащей положениям Закона N 212-ФЗ.
______________________________
*(1) 2013 год являлся последним периодом, за который сведения персонифицированного учета о каждом работающем у плательщика страховых взносов застрахованном лице представляли собой самостоятельный вид отчетности. Начиная с отчетности за 1 квартал 2014 года сведения персонифицированного учета отражались в отдельном разделе расчета РСВ-1 ПФР (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, постановление Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п). И только при корректировке сведений за прошедшие отчетные периоды 2010-2013 г.г. в случае выявления ошибок и искажений формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-4 (корректирующие или отменяющие) представлялись в качестве дополнений к разделу 6 расчета РСВ-1-ПФР (п. 41 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР, утвержденного постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п, письмо ПФР от 28.01.2015 N П-30412-08/1847).
*(2) За периоды по 2015 год ФСС РФ также проверялись отчеты по форме 4а-ФСС РФ, представляемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на ВНиМ. Однако с 2016 года обязанность по представлению таких отчетов отменена (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.03.2016 N 55-ФЗ, постановление Правительства РФ от 27.05.2016 N 474, приказ Минтруда России от 04.05.2016 N 213).
*(3) Указанные методические рекомендации заменили используемые ПФР при приеме отчетности за I квартал 2014 года методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 04.03.2014 N 88р.
Тема
Проверки ПФР и ФСС РФ плательщиков страховых взносов (за периоды до 2017 года)
См. также
Порядок проведения камеральной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Оформление результатов камеральной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.