Дата представления отчетности в ПФР и ФСС РФ. Основания для отказа в ее приеме (за периоды до 2017 года)
С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ.
В то же время в прежнем порядке представляются в Фонды расчеты по страховым взносам за 2016 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Территориальные органы ПФР и ФСС РФ продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до этой даты (ст.ст. 20 и 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Датой представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам является (п. 6 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР, утв. постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п, п. 5.17 Порядка заполнения формы - 4 ФСС, утв. приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59):
- дата представления расчета лично или через представителя;
- при отправке по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения;
- при представлении в электронном виде - дата отправки, зафиксированная транспортным (почтовым) сервером.
При представлении расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (по форме РСВ-1 ПФР и по форме - 4 ФСС) необходимо учитывать, что территориальные органы ПФР и ФСС РФ могут отказать в их приеме. Исчерпывающие перечни оснований для такого отказа территориальными отделениями фондов приведены в Административных регламентах предоставления государственных услуг по приему соответствующих отчетов.
Пенсионным фондом РФ может быть отказано в приеме расчета по форме РСВ-1 ПФР в следующих случаях (п. 24 Административного регламента предоставления ПФР государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утв. приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н)*(1):
- отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи);
- несоответствие Расчета, представленного заявителем, форме Расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем;
- отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя;
- наличие ошибок на магнитном носителе информации;
- отсутствие файла Расчета на магнитном носителе информации.
В силу положений ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ наказуемым является факт непредставления расчета. Оформление расчета с ошибкой не образует состава правонарушения, указанного в данной статье. Аналогичые разъяснения даны в письме Пенсионного фонда РФ от 18.08.2014 N 14-20/10448. Такой же позиции придерживаются и суды (см., например, постановление Девятого ААС от 27.05.2015 N 09АП-17749/15, от 28.04.2015 N 09АП-13077/15).
Фондом социального страхования РФ может быть отказано в приеме расчета по форме - 4 ФСС в следующих случаях (п. 16 Административного регламента предоставления ФСС РФ государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утв. приказом Минтруда России от 18.09.2013 N 467н*(2)):
- несоответствие представленного Расчета установленной форме;
- представление Расчета лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;
- несоблюдение установленных условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - квалифицированная подпись) заявителя в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", выявленное в результате ее проверки, при представлении Расчета в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
______________________________
*(1) Отчетность в ПФР по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц с 2014 года представляется в составе формы РСВ-1 ПФР. Ее прием осуществляется территориальными органами ПФР в рамках этого же Административного регламента. В связи с этим ранее действовавший Административный регламент, регулирующий порядок приема ПФР отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц, утвержденный приказом Минтруда России от 21.09.2012 N 196н, был признан утратившим силу (приказ Минтруда России от 28.05.2015 N 326н).
*(2) 2015 год был последним периодом, за который в ФСС РФ представлялся также отчет по форме 4а-ФСС РФ. С 2016 года обязанность по представлению такого отчета для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отменена (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.03.2016 N 55-ФЗ, постановление Правительства РФ от 27.05.2016 N 474, приказ Минтруда России от 04.05.2016 N 213).
Основания для отказа в приеме этих расчетов были поименованы в п. 16 утратившего теперь силу Административного регламента предоставления ФСС РФ государственной услуги по приему отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма - 4а ФСС РФ), утв. приказом Минтруда России от 20.02.2014 N 104н.
Темы
Отчетность по обязательному социальному страхованию (по 31 декабря 2016 года)
Периодичность и сроки проведения камеральной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.