Права должностных лиц Росалкогольрегулирования при проведении проверок
К правам должностных лиц, осуществляющих проверку, п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ относит следующие:
1) право на получение информации от проверяемого лица (ч. 5 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. а) п. 6 Регламента N 224). Реализуется путем составления и вручения (направления) письменного запроса и получения ответа. Запрос считается законным и обоснованным, если он мотивирован, а изложенные в нем требования имеют отношение к предмету (объекту) проверки и способствуют достижению ее целей. Однако нельзя запрашивать у проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
2) право на беспрепятственное посещение объектов и проведение обследования используемых организациями при осуществлении своей деятельности помещений, зданий, сооружений, технических устройств, оборудования, коммуникаций, сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю. Данное право возникает только после предъявления служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. б) п. 6 Регламента N 224). Однако не может быть реализовано в период приостановления плановой выездной проверки нелицензиата - субъекта малого бизнеса (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ);
3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пп. 3 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 5.6.1 Положения N 154);
4) составлять протоколы об административных правонарушениях (пп. 4 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. в) п. 6 Регламента N 224, п. 5.7 Положения N 154, п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: ст. 14.6, ч.ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст.ст. 14.17, 14.18, ч. 3 ст. 14.43 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч.ч. 3 и 4 ст. 15.12, ст. 15.13, ч. 1 ст. 19.4, ч.ч. 1 и 15 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7, 19.33 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также протоколы по ч.ч. 2.1 и 3 ст. 14.16, ст. 14.19, ч.ч. 1 и 2 ст. 14.43, ст.ст. 14.44 - 14.46, ч. 6 ст. 19.4, ч. 22 ст. 19.5 (согласно ч. 1 ст. 28.3 и ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ) и протоколы по ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ).
5) рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. 4 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. в) п. 6 Регламента N 224, п. 5.7 Положения N 154, ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ), предусмотренных ч. 2 ст. 14.6 (занижение цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ (розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции), ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции), ст. 14.19 КоАП РФ (нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 1 ст. 14.43 (нарушение технических регламентов), ч. 2 ст. 14.43 (нарушение техрегламентов, повлекшее причинение вреда), ст. 14.44 (недостоверное декларирование соответствия), ст. 14.45 (отсутствие в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации), ст. 14.46 (нарушение порядка маркировки), ст. 15.13 КоАП РФ (уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта), ч. 6 ст. 19.4 (невыполнение законных требований должностных лиц Росалкогольрегулирования), ч. 22 ст. 19.5 (невыполнение предписания Росалкогольрегулирования);
6) направлять в уполномоченные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением обязательных требований (пп. 5 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. г) п. 6 и п. 104 Регламента N 224). В уголовном законодательстве, в отличие от административного, не выделено самостоятельных составов преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции. К числу уголовно наказуемых деяний, которые могут быть выявлены в процессе проверки Росалкогольрегулирования, относят, например:
- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ);
- производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере (ст. 171.1 УК РФ);
- незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (ст. 180 УК РФ);
- производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ);
- изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 327.1 УК РФ);
- а также преступления в сфере отношений собственности, так или иначе связанные с алкогольной (спиртосодержащей) продукцией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.