Исполнение предписаний Росалкогольрегулирования
На основании ст. 17 Закона N 294-ФЗ, а также в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ должностные лица Росалкогольрегулирования в случае выявления нарушений обязательных требований имеют право выдавать виновным лицам предписания:
- об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Росалкогольрегулирование вправе выдавать предписания не только после и по итогам проверок, проведенных по Закону N 294-ФЗ. Например, Росалкогольрегулирование проверяет своевременность представления деклараций об объемах производства и оборота спирта и соответствующей продукции. Процедура такой проверки установлена Административным регламентом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 03.04.2014 N 84 (далее - Регламент N 84). Согласно п.п. 31, 35 Регламента N 84 в течение 12 рабочих дней со дня окончания установленного срока представления деклараций сотрудники Росалкогольрегулирования составляют список лиц, не представивших декларации к нужному сроку. А в следующие три дня направляют этим лицам обязательные к исполнению предписания о представлении необходимых деклараций (пп. 3 п. 31, пп. 3 п. 35 Регламента N 84). И уже в случае неисполнения предписания по правилам Законов N 294-ФЗ и N 171-ФЗ организуется и проводится внеплановая (выездная или документарная) проверка провинившегося лица (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 35 Регламента N 84).
Предписания об устранении выявленных нарушений прилагаются к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Информация о предписании, выданном по итогам проверки, публикуется в Едином реестре проверок (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 20 и пп. "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ должностные лица Росалкогольрегулирования также вправе принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению у ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения.
Контроль за устранением нарушений и проведением мероприятий, отраженных в предписании, осуществляется в форме внеплановой проверки. В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, пп. а пп. 1, пп. а пп. 2 п. 42, пп. 1 п. 43 Регламента N 224 такая проверка может быть проведена по истечении срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований. Осуществление ее не требует согласования с органами прокуратуры (п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Общий срок исполнения требований предписания законом не определен, он устанавливается должностным лицом Росалкогольрегулирования, исходя из понятия разумности и характера выявленного правонарушения, то есть должен быть необходимым и достаточным для достижения желаемого результата.
Может ли Росалкогольрегулирование, осуществляя внеплановую проверки по указанному основанию, проверить не только исполнение ранее выданного предписания, но и (сверх того) соблюдение иных требований, не указанных в предписании, и выдавать новые? В настоящее время это прямо запрещено ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ*(1): предметом внеплановой проверки, организованной по истечению срока исполнения предписания, может являться только исполнение данного предписания.
Невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица Росалкогольрегулирования является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии с ч. 22 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наказание в виде административного штрафа. При этом следует учитывать, что Законом N 294-ФЗ не установлен срок начала проведения внеплановой проверки по истечению срока выполнения требований. Поэтому с новой проверкой представители контролирующего органа могут приехать не сразу по наступлении даты, указанной в предписании, в связи с чем возможно истечение срока привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Таким образом, срок давности привлечения к ответственности по ч. 22 ст. 19.5 КоАП РФ начинает течь с даты, указанной в предписании Росалкогольрегулирования, и составляет 2 месяца (ч. 1 ст. 4.5 и ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ).
Помимо административной ответственности, абзацем 2 ч. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрена возможность приостановления действия лицензии в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии. В свою очередь, неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, может повлечь аннулирование лицензии (п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ).
______________________
*(1) До 15.11.2014 законодательство не содержало однозначного запрета на отыскание новых нарушений при проверке исполнения предписания. Судебная практика по данному вопросу была противоположной. Так, постановлением ФАС Центрального округа от 23.07.2010 по делу N А54-5267/2009С3 признаны справедливыми выводы нижестоящих судов о том, что выявление при проведении внеплановой проверки по выполнению обществом ранее выданных предписаний новых правонарушений свидетельствует о проведении повторной (новой) проверки до истечения трех лет со дня проведения предыдущей проверки, что в силу ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ является недопустимым. В решении Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2013 по делу N А40-20058/13 суд высказался в том смысле, что если проверка исполнения ранее выданного предписания проводится при наличии предусмотренных законом оснований и с соблюдением предусмотренной процедуры, в ходе ее проведения административный орган обязан фиксировать все обнаруженные нарушения лицензионных требований, независимо от того, были они зафиксированы ранее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.