Плановые проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов
С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора введен риск-ориентированный подход (п. 17 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). В настоящий момент данный подход применяться не может: он предполагает разную частоту проверок для разных субъектов в зависимости от конкретных присвоенных им категорий риска (см. ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ), при этом критерии присвоения этих категорий риска пока не утверждены (проекты соответствующих актов должны появиться к 15 мая 2017 года, см. пп. "ж" и "з" п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
Плановые проверки Росалкогольрегулированием проводятся на регулярной основе в целях оценки деятельности организации-лицензиата на предмет ее соответствия обязательным требованиям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за конкретный период времени. Плановая проверка допускается, если она внесена в утвержденный в установленном порядке ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа (ч.ч. 3 и 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 8 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п. 25 Регламента N 224).
Основанием для включения проверки лицензиата в ежегодный план является истечение одного года со дня принятия решения о выдаче (переоформлении) лицензии или истечение трех лет со дня окончания его последней плановой проверки (п. 9 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, абзацы 2-4 п. 26 Регламента N 224). То есть вторая и каждая последующая плановая проверка включается план не раньше трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что по истечении трехлетнего срока (после окончания предыдущей проверки) у надзорного органа появляется лишь право включить такой объект в План проверок на следующий год, но не появляется права проводить плановую проверку (см. постановление от 11.01.2016 N 16-АД15-9).
Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями (если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты ранее наказывались за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности, либо их лицензия была аннулирована или приостановлена). При этом заинтересованное лицо вправе заявить Росалкогольрегулированию о необходимости его исключения из ежегодного плана проверок, если полагает, что проверка включена в план незаконно (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. При этом начавшаяся плановая (и только плановая) проверка субъектов малого предпринимательства может быть прекращена, если она запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки, и если проверяемое лицо предоставило должностным лицам Росалкогольрегулирования документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ), например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.
Проверка лицензиатов не может длиться более 20 рабочих дней; однако при необходимости проведения экспертиз, исследований, испытаний, расследований, перевода на русский язык представленных документов и других необходимых мероприятии срок проверки может быть увеличен (до 40 рабочих дней) (п. 12 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п. 18 Регламента N 224). Закон N 171-ФЗ не содержит специального ограничения на продление срока проверки для документарных или плановых проверок (подобно Закону N 294-ФЗ). Учитывая, что сам Закон N 294-ФЗ дозволяет иным федеральным законам устанавливать особенности, включая срок проведения, проверок в части лицензионного контроля (п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), можно сделать вывод, что продляться могут сроки проведения любых проверок лицензиатов. Кроме того, в отношении субъектов малого предпринимательства - лицензиатов не предусмотрена возможность приостановления проверки в связи с получением документов или информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия (письмо Росалкогольрегулирования от 26.07.2016 N 17509/02-01).
Плановые проверки Росалкогольрегулированием осуществляются в отношении лицензиатов (в отношении соискателей лицензий проверки могут быть только внеплановыми) либо в форме документарной, либо в форме выездной проверки (п. 2 и п. 6 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ).
Проведение плановой проверки в отсутствие оснований для ее проведения (то есть чаще, чем указано выше) является грубым нарушением требований организации и проведения проверки, влекущим за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 7 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Предмет плановой проверки Росалкогольрегулирования комплексный. Он охватывает все направления деятельности лицензиата в соответствующей сфере. Так, в ходе плановых проверок лиц, осуществляющих закупку, поставки и хранение алкогольной продукции, подвергаются анализу в том числе:
1) документы, определяющие статус организации, виды ее деятельности, полномочия руководителя: устав, свидетельство о регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения, протоколы и приказ о назначении руководителя и продлении срока его полномочий. Указанные документы необходимы для надлежащего процессуального оформления проверки и ее результатов. Поэтому ошибочным будет мнение о необоснованности запроса таких документов ввиду того, что они не относятся к предмету проверки. Вместе с тем, с 1 июля 2016 Росалкогольрегулирование не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В частности, в Перечень входят: сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131) и иные. Однако проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ);
2) уставный капитал организации, его размер. Требования к уставному капиталу юридических лиц, участвующих в производстве и обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, закреплены Законом N 171-ФЗ: п. 9 ст. 8, п.п. 2.1 и 2.2. ст. 11, абз. 3 п. 9 ст. 16. Их нарушение в ряде случаев (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ) влечет приостановку действия лицензии. В целях подтверждения соответствия данным требованиям запрашиваются выписки из ЕГРЮЛ (в рамках межведомственного информационного взаимодействия, см. п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 129 упомянутого перечня), справки из банка об оплате уставного капитала и первичные документы о его внесении (пополнении);
3) соответствие лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов. Проверка технических условий осуществляется в том числе путем истребования и анализа правоустанавливающих и технических документов на помещение, заключений уполномоченных органов о соответствии этих помещений противопожарным нормам и требованиям, обязательных для ведения журналов учета, анализа этих документов на предмет соответствия требованиям Закона N 171-ФЗ и, в частности, приказа Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару". Большое количество документов на эту тему Росалькогольрегулирование с 1 июля 2016 года должно запрашивать не у проверяемого лица, а в рамках межведомственного информационного взаимодействия, см. п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, потому что соответствующие сведения включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (например, выписка из ЕГРП, кадастровые паспорт, справка и выписка, а также иные документы, см. п.п. 88-93 Перечня). Однако проверяемое лицо вправе (но не обязано) со своей стороны предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ);
4) весь спектр документации, сопровождающей производство, оборот и учет алкогольной продукции, в том числе: товарно-транспортные накладные и иные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции (п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ), - на предмет наличия и надлежащего их оформления; сертификаты соответствия и декларации о соответствии на продукцию. Вся первичная и сопроводительная документация за проверяемый период к моменту начала контрольных мероприятий должна быть восстановлена (в случае ее отсутствия) и приведена в соответствие с требованиями бухгалтерского учета;
5) декларации об объемах оборота алкогольной продукции - на предмет своевременности их предоставления, полноты и достоверности отражения в них информации об обороте продукции;
6) сама продукция, хозяйственные операции с которой осуществляет проверяемый субъект. При выездной плановой проверке осуществляется осмотр такой продукции, отбор ее проб и образцов для проведения экспертизы ее качества (как при наличии признаков ее несоответствия требованиям к качеству, так и при их отсутствии);
7) маркировка алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками. Марки при выездной проверке подвергаются визуальному анализу с использованием или без использования специальных технических средств или устройств и экспертной оценке, сверяются со сведениями единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) в целях установления подлинности маркировки;
8) правильность учета объема оборота продукции на складах предприятия, соответствие фактических показателей данным бухгалтерского учета;
9) ценовая политика проверяемого предприятия в отношении отпускаемой им продукции, на которую Росалкогольрегулированием установлены минимальные цены;
10) отгрузки продукции лицам, не имеющим лицензии, а равно действие лицензий которых приостановлено либо аннулировано.
Все перечисленные документы и сведения имеют прямое отношение к предмету плановой проверки, поскольку содержат информацию об организации как об участнике правоотношений в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и могут повлиять на результаты проверки.
Знание предмета проверки необходимо, чтобы не допустить должностными лицами нарушения установленных законом ограничений. Так, они не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, если такие не являются объектами проверки или не относятся к ее предмету, а также изымать оригиналы таких документов (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. в) п. 8, п. 74 Регламента N 224). Требование документов, не относящихся к предмету проверки, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ считается грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, а результаты такой проверки признаются недействительными.
Теоретически, количество обстоятельств, составляющих предмет плановой проверки, максимально велико, в связи с чем применение указанного ограничения в рамках плановой проверки сомнительно.
Информация о плановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, вносится в Единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания приказа о проверке (п. 16 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Тема
Проверки, осуществляемые Росалкогольрегулированием в рамках лицензионного контроля
См. также
Документарные проверки Росалкогольрегулированием соискателей и лицензиатов
Выездные проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов и соискателей
Срок проведения проверок Росалкогольрегулированием
Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.