Внеплановые проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов и соискателей
Внеплановые проверки Росалкогольрегулирование проводит в отношении соискателей лицензии и лицензиатов в форме документарных и (или) выездных проверок. На внеплановые проверки не распространяется трехлетний мораторий, предусмотренный для субъектов малого бизнеса (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
С 31 марта 2017 Росалкогольрегулирование осуществляет госнадзор за использованием подлежащего госрегистрации основного технологического оборудования для производства этанола (далее - ОТО). В рамках надзора проводятся внеплановые выездные проверки (п. 4 ст. 23.3 Закона N 171-ФЗ) по сообщениям о фактах использования незарегистрированного ОТО, эксплуатации законсервированного ОТО и по заявлениям владельцев ОТО о его регистрации (п. 6 ст. 23.3 Закона N 171-ФЗ). Проведение проверок в рамках надзора за использованием ОТО в настоящих материалах не рассматривается.
Основанием проведения внеплановой проверки соискателя служит предоставление им заявления о выдаче лицензии (п. 1.1. ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 3 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п.п. 59-70 Административного регламента, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335, далее - Регламент N 335). Специалист Росалкогольрегулирования, проверив документы соискателя и установив, что нет оснований для отказа в выдаче лицензии, готовит проект поручения о проведении внеплановой выездной проверки заявителя, на основании которого издается приказ о проверке (п.п. 59, 60 Регламента N 335). Соискатель предупреждается о проверке не менее чем за 24 часа до начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 61 Регламента N 335). Аналогично проводится проверка в случаях продления лицензии (п. 115 Регламента N 335), а также переоформления лицензии в связи с реорганизацией заявителя, включением в лицензию нового обособленного подразделения (либо изменения его адреса) или нового вида продукции (п. 104 Регламента N 335) и в случаях подачи заявления об использовании основного технологического оборудования (п.п. 88-94 Регламента N 335).
Такая проверка не требует согласования ее проведения с прокуратурой (п. 2 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ). Этого согласования также не нужно для проведения внеплановых проверок в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, а также в случаях, предусмотренных абз. 7 п. 10 ст. 19 Закона N 171-ФЗ (п. 2 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ).
Перечень оснований проведения внеплановой выездной проверки в отношении лицензиата приведен в п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ. Внеплановая документарная проверка проводится Росалкогольрегулированием по тем основаниям, которые установлены другим законом (Законом N 294-ФЗ, см. ч. 2 ст. 10) для внеплановых проверок :
Основание для проведения внеплановой проверки | Вид проверки | Необходимость согласования с прокуратурой | Необходимость уведомления проверяемого лица | |
1 | истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении нарушения лицензионных требований (пп. 1 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, пп. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). пример. Лицензиат вовремя не представил декларацию об объеме производства и оборота этилового спирта. По результатам проверки представления деклараций в порядке пп. 3 п. 31 Регламента N 84 лицензиату выдано предписание об устранении данного нарушения | Выездная (пп. 1 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, пп. а) пп. 1 п. 42 Регламента N 224) | Без согласования с прокуратурой (п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) | Уведомление в течение 24 часов (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 13 ст.23.2 Закона N 171-ФЗ) |
Документарная (пп. 1 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, пп. а) пп. 2 п. 42 Регламента N 224) | Не согласовывается (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Уведомление не предусмотрено (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | ||
2 | поступление в Росалкогольрегулирование или его территориальные органы обращений, заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов власти и местного самоуправления, СМИ о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований (пп. 2 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) пример: заявитель сообщает о несоблюдении температурного режима на складе алкогольной продукции | Выездная (пп. б) пп. 1 п. 42 Регламента N 224) Пп. 2 п. 42 Регламента N 224 не включает данное основание в перечень оснований для проведения документарной проверки (см. также пп. 3 п. 44 Регламента N 224) | Только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п. 56 Регламента N 224) | Уведомление в течение 24 часов (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 13 ст.23.2 Закона N 171-ФЗ) |
3 | истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии (пп. 3 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) | Выездная (пп. в) пп. 1 п. 42 Регламента N 224 Пп. 2 п. 42 Регламента N 224 не включает данное основание в перечень оснований для проведения документарной проверки | Без согласования с прокуратурой (п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) | Уведомление в течение 24 часов (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 13 ст.23.2 Закона N 171-ФЗ) |
4 | выявление фактов нарушения лицензионных требований лицензиатом в результате анализа информации, содержащейся в ЕГАИС, ФРАП и других информационных системах, анализа алкогольных деклараций (пп. 1 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) | Выездная (пп. г) пп. 1 п. 42 Регламента N 224) Пп. 2 п. 42 Регламента N 224 не включает данное основание в перечень оснований для проведения документарной проверки (см. также пп. 3 п. 44 Регламента N 224) | Внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена Росалкогольрегулированием незамедлительно с извещением органа прокуратуры посредством направления заявления о согласовании в течение 24 часов (п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п. 57 Регламента N 224) | Обязанность заранее уведомить лицензиата о выездной внеплановой проверке не предполагается, если эта проверка проводится Росалкогольрегулированиемнезамедлительно (то есть по основанию, предусмотренному пп. 4 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) |
5 | наличие приказа (распоряжения), изданного Росалкогольрегулированием в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пп. 1 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, пп.3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Выездная (пп. 1 п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, пп. д) пп. 1 п. 42 Регламента N 224) | Без согласования с прокуратурой (п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ | Уведомление в течение 24 часов (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 13 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) |
Документарная (пп.3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, пп. г) пп. 2 п. 42 Регламента N 224) | Не согласовывается (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Уведомление не предусмотрено (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | ||
6 | поступление в Росалкогольрегулирование информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия безопасности государства, ЧС природного и техногенного характера либо об угрозе такого причинения, угрозе возникновения таких ЧС (пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Документарная (пп. б пп. 2 п. 42 Регламента N224) Ни п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, ни пп. 1 п. 42 Регламента N 224 не включает данное основание в перечень оснований для проведения выездной проверки | Не согласовывается (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Уведомление не предусмотрено (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) |
7 | поступление в Росалкогольрегулирование жалоб потребителей на нарушение их прав (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Документарная (пп. б пп. 2 п. 42 Регламента N224) Ни п. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, ни пп. 1 п. 42 Регламента N 224 не включает данное основание в перечень оснований для проведения выездной проверки | Не согласовывается (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | Уведомление не предусмотрено (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) |
С 2017 года само по себе поступление в Росалкогольрегулирование сведений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия безопасности государства, ЧС природного и техногенного характера либо об угрозе такого причинения, угрозе возникновения таких ЧС (ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) еще не влечет проверку: ведомство вправе предварительно проверить поступившую информацию (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), в том числе провести мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым, изучить имеющиеся документы, и даже запросить (в том числе устно, по телефону) какие-то сведения и пояснения у того самого лица, на действия которого поступила жалоба. Но поскольку это всего лишь предварительная проверка, отвечать Росалкогольрегулированию на запрос необязательно (однако это может быть в интересах самого лица - объекта предварительной проверки). Если предварительная проверка выявила достаточное количество данных, указывающих на нарушение обязательных правил, то подготавливается представление о назначении внеплановой проверки, а затем - обычный приказ о проведении проверки (ч. 3.3 ст.10 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, если внеплановая проверка организована по поступившим в Росалкогольрегулирование жалобам, заявлениям и обращениям, указывающим на нарушения обязательных правил, но после ее начала выяснились либо анонимность, либо заведомая ложность этих жалобы, обращения или заявления, то такая проверка должна быть прекращена (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Соответствующее решение принимает руководитель органа Росалкогольрегулирования (его заместитель).
Порядок согласования с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки установлен приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, п.п. 58-59 Регламента N 224.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ проведение внеплановой выездной проверки Росалкогольрегулированием без законных оснований, а также без согласования с прокуратурой (если согласование необходимо) признается грубым нарушением процедуры проверки, результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения проверяемым лицом лицензионных требований и подлежат отмене на основании заявления проверяемого лица. Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Предметом внеплановой проверки являются:
- сведения, содержащиеся в заявлениях о выдаче лицензии, о переоформлении или продлении срока действия лицензии и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям;
- соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При проведении проверки должностные лица Росалкогольрегулирования не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов (п. 3 ст. 15, ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, пп. з п. 7, пп. в п. 8, п. 74 Регламента N 224). Поэтому, если поводом к проверке послужило обращение о реализации контрафактного товара определенной марки определенного производителя, истребование проверяющими сопроводительных документов на иную продукцию и отбор проб товара, не указанного в обращении, должно расцениваться как нарушение п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, поскольку данные факты не влияют на правовую оценку действий, указанных в обращении и не подлежат рассмотрению в качестве предмета проверки. То же самое относится и к попыткам обследовать технические условия хранения алкоголя, если основанием для проверки служит п. 1 ч. 10 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, но в предписании нет требований об устранении замечаний, касающихся складских помещений (аналогичная позиция суда выражена в решении Арбитражного суда Хабаровского края от 31.08.2010 по делу N А73-6608/2010).
Кроме того, Росалкогольрегулирование не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В частности, в Перечень входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), выписка из ЕГРП, кадастровые паспорт, справка и выписка (п.п. 88-93), копия свидетельства о поверке средств измерений (п. 96), сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию (п. 22), сведения из Госреестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ (п. 75), сведения из заключения о соответствии или объекта требованиям пожарной безопасности (п. 35), сведения о транспортных средствах (п. 138), сведения из заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений (п. 83) и иные.
Однако проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Информация о внеплановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, будет внесена в Единый реестр проверок, в зависимости от оснований конкретной проверки, не позднее 3 рабочих дней со дня издания приказа о ней либо не позднее 5 рабочих дней со дня её начала (п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.