Документарные проверки Росалкогольрегулированием соискателей и лицензиатов
Решение не применяется к проверкам в рамках надзора за использованием подлежащего госрегистрации основного технологического оборудования для производства этанола (пп. 3 п. 1 ст. 23 и ст. 23.3 Закона 171-ФЗ)
Плановые и внеплановые проверки Росалкогольрегулированием осуществляются в отношении лицензиатов (в отношении соискателей лицензий проверки могут быть только внеплановыми) либо в форме документарной, либо в форме выездной проверки (п. 2 и п. 6 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ). Форма плановой проверки определяется при оформлении ежегодного плана проверок и указывается в приказе о проведении проверки (см. Типовую форму ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489), форма внеплановой - фиксируется только в приказе о ее проведении.
Организация документарной проверки осуществляется по общим правилам, установленным ст. 14 Закона N 294-ФЗ. К документарной проверке также в зависимости от ее вида применяются нормы, регулирующие порядок соответственно плановых или внеплановых проверок.
Документарная проверка представляет собой мероприятие по контролю над фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 72 Регламента N 224), и, в отличие от выездной проверки, проводится по месту нахождения органа Росалкогольрегулирования (ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 69 Регламента N 224).
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиата или соискателя лицензии, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые и связанные с исполнением проверяемым лицом обязательных требований и требований, установленных в отношении лицензируемого вида деятельности.
По общему правилу при проведении документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении Росалкогольрегулирования (ч. 3 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, абз. 1 п. 69 Регламента N 224).
К ним в том числе относятся декларации, уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 8 Закона N 294-ФЗ), акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мероприятий государственного контроля (надзора) (ч. 3 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 70 Регламента N 224).
Документы проверяются на предмет (п. 72 Регламента N 224):
- наличия всех форм деклараций в соответствии с выданными проверяемому лицу алкогольными лицензиями;
- соответствия документов требованиям действующего законодательства в части наличия всех необходимых реквизитов и обязательных условий;
- соблюдения порядка и правильности учета и отражения операций, связанных с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- своевременности подачи деклараций и предоставления иных документов;
- соответствия объемных показателей, отраженных в декларациях;
- соответствия сведений об объемах закупки, производства и поставки, указанных в декларациях, сведениям, указанным в уведомлениях о закупке (поставке) соответствующей продукции, а также информации, зафиксированной в ЕГАИС;
- соответствия сведений об объемах поставок и закупок, отраженных в декларациях поставщиками и сведениям, указанных в декларациях покупателями соответствующей продукции;
- соответствия сведений, отраженных в декларациях, сведениям, отраженным в уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомлениях о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;
- соответствия информации о перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции автомобильным транспортом, отраженных в декларациях, информации, зафиксированной в автоматизированной системе контроля перевозок указанной продукции.
При проведении документарной проверки организации, осуществляющей производство и оборот алкогольной продукции с защищенным наименованием места происхождения, рассматриваются документы по перечню, приведенному в п. 71 Регламента N 224 (в том числе копии производственно-технологических регламентов, технических условий, рецептуры, протоколы исследований сырья и продукции (с хроматограммой), и т.п.).
Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росалкогольрегулирования, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом обязательных требований, должностными лицами Росалкогольрегулирования или его территориального органа в адрес лица, подлежащего проверке, в порядке ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ направляется мотивированный запрос с требованием представить иные документы, необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки (пп. 1 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ). К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа о проведении документарной проверки (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 224). Требовать предоставления документов Росалкогольрегулирование может только после даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Не могут быть затребованы сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также документы, которые могут быть получены Росалкогольрегулированием от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в порядке, например, исполнения межведомственных соглашений об обмене информацией (ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 74 Регламента N 224). С 1 июля 2016 г. при проведении проверки проверяющие не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). Однако проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Запрошенные документы направляются в Росалкогольрегулирование в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса в виде копий, заверенных печатью проверяемого лица и подписью его руководителя, или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 76 Регламента N 224). Требовать предоставления нотариальных копий допускается только в прямо предусмотренных законом случаях (ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 75 Регламента N 224).
Когда при проверке и анализе документов должностными лицами Росалкогольрегулирования выявлены ошибки и (или) противоречия, проверяемое лицо уведомляется об этом и ему предоставляется право письменно обосновать несоответствия (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Например, в декларации обнаружено неверное указание КПП покупателя. Проверяемая организация вправе сослаться, например, на официальное уведомление контрагента о смене реквизитов, в котором была допущена ошибка. Пояснения направляются в Росалкогольрегулирование в течение 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ) с момента уведомления. Росалкогольрегулирование обязано принять и рассмотреть поступившие пояснения и дополнительные сведения. Помимо этого, лицом, в отношении которого проводится проверка, могут быть дополнительно по собственной инициативе предъявлены документы, подтверждающие достоверность ранее предоставленной информации (ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 77 Регламента N 224).
Однако бывают ситуации, когда даже после рассмотрения пояснений и документов, предоставленных проверяемым лицом, либо при отсутствии таких пояснений, должностными лицами все же устанавливаются признаки нарушения лицензионных требований. В этом случае Росалкогольрегулированием может быть проведена внеплановая выездная проверка по основаниям, изложенным в ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ (см. п. 79 Регламента N 224, письмо Росалкогольрегулирования от 24.04.2015 N г-1444/02-01).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.