Выездные проверки Росалкогольрегулированием оптовых алкогольных складов в рамках лицензионного контроля
В ходе выездных проверок в отношении лиц, имеющих лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, Росалкогольрегулированием исследуются, в том числе, следующие обстоятельства и факты:
1) правовые основания хозяйственной деятельности организации. Для этого анализируются правоустанавливающие документы и проверяется их соответствие актуальным фактическим обстоятельствам (пп. 1 п. 80 Регламента N 224);
2) адреса, указанные в лицензии и ЕГРЮЛ, на их соответствие фактическому расположению объектов. Фактический адрес складского помещения должен быть идентичен адресу, указанному в лицензии, договоре об аренде, и позволять индивидуализировать обследуемое здание (помещение) (пп. 1 п. 80 Регламента N 224);
3) соответствие используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов техническому паспорту бюро технической инвентаризации (пп. 3 п. 80 Регламента N 224);
4) соблюдение температурного режима и иных условий хранения алкогольной продукции, наличие для этого необходимого климатического оборудования и документов на него;
5) достоверность учета объемов оборота продукции (пп. 8 п. 80 Регламента N 224). На основании приказа предприятия о внеплановой инвентаризации и инвентаризационной ведомости осуществляется выборочная (по нескольким наименованиям по выбору проверяющих) проверка остатков алкогольной продукции (пп. 5, пп. а) пп. 8 п. 80 Регламента N 224). Накануне проведения инвентаризации рекомендуется приостановить прием и вывоз продукции. В противном случае избежать расхождений факта с бухгалтерскими данными вряд ли удастся, возникнет необходимость в предоставлении дополнительных документов, подтверждающих перемещение товара, а также письменного обоснования недостачи или образовавшихся излишков товара;
6) наличие и надлежащее оформление сопроводительной документации, подтверждающей легальность оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. п) пп. 8 п. 80 Регламента N 224). В целях проверки отбирается определенное количество единиц товара различного наименования, в отношении которого истребуются товарно-транспортные накладные, справки, прилагаемые к таможенной декларации (к товарно-транспортной накладной). Данные документы должны быть полностью заполнены по правилам оформления бухгалтерской документации, реквизиты участвующих в перемещении товара организаций и их лицензий должны соответствовать действительности, а даты и объемы реализации - срокам действия лицензий, хронологии перемещения и количеству поставляемого товара производителем (импортером) каждому последующему покупателю (справки "Б");
7) соответствие фактических объемов оборота продукции, отраженных в декларациях и ЕГАИС, объемам оборота, указанными в первичных бухгалтерских документах (пп. м) пп. 8 п. 80 Регламента N 224);
8) соблюдение установленных минимальных цен на алкогольную продукцию (пп. 13 п. 80 Регламента N 224). В ходе плановой проверки, как правило, проверяющие ограничиваются анализом информации о ценах, содержащуюся в сопроводительных документах на товар, запрошенных в целях проверки иных обстоятельств. Если предполагаемое нарушение минимальных цен явилось поводом к внеплановой проверке, нужно быть готовым, что будут истребованы также договоры поставки, спецификации, соглашения о выплате вознаграждения, связанного с приобретением определенного количества товара, а также договоры об оказании услуг (маркетинговых услуг), отчеты и расчеты по ним. Некорректное оформление таких соглашений и может обнаружить нарушение указанных норм;
9) наличие федеральных специальных марок и акцизных марок на потребительской таре остатков готовой алкогольной продукции, а также их соответствие контрольно-учетной информации, содержащейся в ЕГАИС (пп. к) пп.8 п. 80 Регламента N 224). Алкогольной продукции с отклеившейся маркировкой не должно быть на лицензированном складе. Проверяющими должностными лицами на свой выбор отбирается (не изымается!) некоторое количество разных видов и наименований алкоголя. Информация, отображенная на маркировке отобранного товара, проверяется при помощи информационного сервиса "Проверка марок", доступ к которому осуществляется через личный кабинет организации на официальном сайте Росалкольгорегулирования: http://www.fsrar.ru. Данная система проверок подлинности марок позволяют в автоматическом режиме по штрих-коду с помощью считывающего сканера или путем внесения данных марки вручную в соответствующие графы получать необходимые данные о продукции с распечаткой протоколов запроса. Протоколы запросов в последующем приобщаются к результатам проверки;
10) подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок, соответствие качества алкогольной продукции требованиям стандартов (пп. л) пп.8 п. 80 Регламента N 224). Объекты исследуются по ходу осмотра складского помещения, во-первых, визуально, с использованием и без специальных средств и приборов на наличие признаков, которые можно установить без лабораторных испытаний (нечитаемый штрих-код, отсутствие или несоответствие видимых защитных средств маркировки, признаки вскрытия средств укупорки, наличие осадка). Во-вторых, образцы продукции изымаются для экспертизы как самого алкоголя, так и марок. Если у проверяющих нет цели проверить какое-то определенное наименование товара, как правило, отбираются образцы из числа самых дорогих и самых дешевых напитков.
Отбор образцов (проб) осуществляется должностными лицами Росалкогольрегулирования или экспертами, указанными в приказе о поведении проверки (абзацы 2-3 п. 81 Регламента N 224) и оформляется протоколом об отборе указанных образцов в присутствии руководителя или уполномоченного представителя лицензиата, а также понятых (п. 82 Регламента N 224). Образцы отбираются на основании акта Росалкогольрегулирования о назначении экспертизы (п. 8 Положения о проведении экспертизы при осуществлении лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 N 649), причем такой акт зачастую оформляется в виде определения о назначении экспертизы (см. ст. 26.4 КоАП РФ). Отметка о назначении экспертизы обязательно проставляется в протоколе отбора образцов (абзац 5 п. 83 Регламента N 224).
Отбор проб проводится методом случайного отбора от каждой партии алкогольной продукции в соответствии с требованиями стандартов на соответствующий вид продукции. Возврат объектов, отобранных для экспертизы, лицензиату не осуществляется (абзац 8 п. 84 Регламента N 224).
Если при взятии образцов (проб) применяется звукозапись, фото- и видеосъемка, иные установленные способы фиксации, в протоколе производится соответствующая запись с указанием марки, модели средства фиксации, длительности записи, вида носителя записи. А материалы, полученные с применением средств фиксации, прилагаются к соответствующему протоколу (абзац 3 п. 83 Регламента N 224). При этом п. 14 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ предусматривает право проведения звуко-, фото- и (или) видеозаписи, а абз. 3 п. 83 Регламента N 224 обязывает Росалкогольрегулирование осуществлять подобную съемку.
Заключение по результатам экспертизы является неотъемлемой частью акта, составленного по итогам проверки (п. 85 Регламента N 224), а объекты экспертизы подлежат хранению в Росалкогольрегулировании не менее 5 лет, кроме случаев их уничтожения или переработки по решению суда (абзац 7 п. 84 Регламента N 224).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.