Документарные проверки Росалкогольрегулированием в рамках надзора за соблюдением требований к алкогольной продукции
При надзоре за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции Росалкогольрегулирование осуществляет плановые и внеплановые проверки либо в форме документарной, либо в форме выездной проверки (ч. 11 ст. 9, ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Форма плановой проверки определяется при оформлении ежегодного плана проверок и указывается в приказе о проведении проверки (см. Типовую форму ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением N 489), форма внеплановой - фиксируется только в приказе о ее проведении.
Организация документарной проверки осуществляется по общим правилам, установленным ст. 14 Закона N 294-ФЗ. К документарной проверке также в зависимости от ее вида применяются нормы, регулирующие порядок соответственно плановых или внеплановых проверок.
Документарная проверка представляет собой мероприятие по контролю над фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 72 Регламента N 224), и, в отличие от выездной проверки, проводится по месту нахождения органа Росалкогольрегулирования (ч. 3 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 69 Регламента N 224).
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности проверяемого лица, документы, используемые и связанные с исполнением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По общему правилу при проведении документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении Росалкогольрегулирования (ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 70 Регламента N 224). К ним, в том числе, относятся декларации, уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 8 Закона N 294-ФЗ), акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мероприятий государственного контроля (надзора) (ч. 3 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 70 Регламента N 224). Документы проверяются на предмет (п. 72 Регламента N 224):
- соответствия документов требованиям действующего законодательства в части наличия всех необходимых реквизитов и обязательных условий;
- соблюдения порядка и правильности учета и отражения операций, связанных с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- своевременности подачи деклараций и предоставления иных документов;
- соответствия объемных показателей, отраженных в декларациях;
- соответствия сведений об объемах поставок и закупок, отраженных в декларациях поставщиками и сведениям, указанных в декларациях покупателями соответствующей продукции;
- соответствия сведений, отраженных в декларациях, сведениям, отраженным в уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Если достоверность сведений, содержащихся в изученных документах вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом обязательных требований, должностными лицами Росалкогольрегулирования в порядке ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ направляется мотивированный запрос с требованием представить иные документы, необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки (пп. 1 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ). К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа о проведении документарной проверки (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 224).
Не могут быть затребованы сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также документы, которые могут быть получены Росалкогольрегулированием от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в порядке, например, исполнения межведомственных соглашений об обмене информацией (ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 74 Регламента N 224), в том числе включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), например, сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), выписка из ЕГРП, кадастровые паспорт, справка и выписка (п.п. 88-93), копия свидетельства о поверке средств измерений (п. 96), сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию (п. 22), сведения из Госреестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ (п. 75), сведения из заключения о соответствии или объекта требованиям пожарной безопасности (п. 35), сведения о транспортных средствах (п. 138), сведения из заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений (п. 83), сведения из реестра виноградных насаждений (п. 155) и иные.
Однако проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Запрошенные документы направляются в Росалкогольрегулирование в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса в виде копий, заверенных печатью проверяемого лица и подписью его руководителя, или в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 76 Регламента N 224). Требовать предоставления нотариальных копий допускается только в прямо предусмотренных законом случаях (ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 75 Регламента N 224).
Когда при проверке и анализе документов должностными лицами Росалкогольрегулирования выявлены ошибки и (или) противоречия, проверяемое лицо уведомляется об этом и ему предоставляется право письменно обосновать несоответствия (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Пояснения направляются в Росалкогольрегулирование в течение 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ) с момента уведомления. Росалкогольрегулирование обязано принять и рассмотреть поступившие пояснения и дополнительные сведения. Помимо этого, можно дополнительно, по собственной инициативе, предъявить документы, подтверждающие достоверность ранее предоставленной информации (ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 77 Регламента N 224).
Однако бывают ситуации, когда даже после рассмотрения предоставленныхи пояснений и документов, либо при отсутствии таких пояснений, должностными лицами устанавливаются признаки нарушения обязательных требований. В этом случае Росалкогольрегулирование может провести внеплановую выездную проверку по основаниям, изложенным в ч. 10 ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ (п. 79 Регламента N 224).
При осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции органы Росалкогольрегулирования НЕ ВПРАВЕ надзирать за соблюдением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также осуществлять надзор при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в части их соответствия требованиям технических регламентов (п. 5.3.8 Положения N 154).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.