Подготовка к проверке Росалкогольрегулированием, осуществляемой в рамках лицензионного контроля
Организация подготовки к проверке наиболее исполнима по отношению к плановому контрольному мероприятию. Не секрет, что во многих случаях любая проверка государственными органами заканчивается обнаружением каких-либо отступлений от требований действующего законодательства. Поэтому подготовка к проверке заключается в оперативной минимизации рисков применения мер административного принуждения и привлечения к административной ответственности, а также в создании гарантий и предпосылок для положительного результата обжалования действий проверяющих должностных лиц. Достигнуть этого можно, действуя с учетом следующих аспектов.
Аспект 1. Подготовке к проверке должно предшествовать создание единого плана такой подготовки, рассчитанного по крайней мере на месяц, чтобы успеть не только выявить, но и постараться устранить признаки несоблюдения правил. О проведении в отношении организации плановой проверки известно уже в начале календарного года, поскольку ежегодный план проверок размещается на официальном сайте Росалкогольрегулирования (п. 6 Постановления N 489).
Аспект 2. Организация подготовки к проверке Росалкогольрегулирования должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям. Во-первых, приведение в порядок документации, которая может быть затребована в ходе проверки. Во-вторых, самостоятельное обследование технических условий лицензируемого вида деятельности. Именно поэтому к подготовке следует привлекать все структурные подразделения организации: юристов, бухгалтерию, отделы сертификации, а также складских работников.
Аспект 3. В целях получения объективных показателей предварительной проверки рекомендуется привлекать аудиторов или иных независимых специалистов.
Аспект 4. Основную часть подготовки к проверке составляет процедура самостоятельного выявления возможных ошибок и нарушений, которые могут носить как системный характер (при оформлении документов с помощью электронных программ), так и случайный, единичный. Применительно к документам состоит она в анализе имеющихся документов путем их сопоставления. В данном случае необходимо исходить из того, что центральный документ при проверке - лицензия на оборот алкоголя (спиртосодержащей продукции). Данным, указанным в лицензии (с учетом возможных изменений, вносимых в нее в течение проверяемого периода), должны соответствовать остальные документы, в том числе товаросопроводительные, легализующие оборот продукции, а не наоборот. Это говорит о том, что при обнаружении несоответствий документов приоритет должен отдаваться лицензии, а изменения (в целях устранения нарушений) вноситься в иной документ, например в договор или в накладную и т.п. Так, если лицензии соответствует один регистрационный номер, а в декларации обнаружен иной, корректировать информацию необходимо в декларации.
Внимательно нужно относиться к указанию адресов в документах. Юридический адрес, указанный в лицензии, должен быть подтвержден документально (договор аренды, свидетельство о праве собственности), а право на его использование охватывать весь период действия лицензии до момента проверки, потому как любое изменение сведений, содержащихся в лицензии, требует изменений самой лицензии. Если при проверке будет выявлено, что организация более чем месяц назад изменила свой юридический адрес, внесла изменения в устав и ЕГРЮЛ, а в лицензии - старое место нахождения лицензиата, действие лицензии может быть приостановлено (абз. 3 ч. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ). Юридический адрес не всегда соответствует адресам складов. Выявление поставки по адресу (или с адреса), не являющемуся складом, будет нарушением лицензионных требований (см. разъяснение Росалкогольрегулирования от 15.01.2016)_
Документы следует проверять на предмет корректности указания в них дат. Отгрузки по накладным не могут быть датированы числами, более ранними, нежели дата выдачи лицензии. Поставщик, от которого организация получила товар, не может приобрести его более ранними датами, чем розлив продукции.
Аспект 5. Следующий проверяемый момент - объем продукции. Он в соответствии с разделами Б справки к товарно-транспортной накладной должен уменьшаться при передачи от производителя к каждому последующему покупателю, и никак не может в последней накладной быть указан количеством, превышающем приобретенный поставщиком товар
В период предварительной проверки более вероятно выявить системные ошибки (которые связаны с неверным программированием торговых баз, например, 1С). Наличие единичных ошибок в любом случае следует еще раз тщательно проверять при передаче затребованных документов уже в ходе проверки на полноту и корректность их заполнения, укомплектованность всего пакета сопроводительной документации к данным документам (см. разъяснение Росалкогольрегулирования от 05.01.2016). Однако без дополнительного запроса предоставлять дополнительные документы не следует (например, если попросили только товарно-транспортные накладные, то совсем не обязательно прикладывать к ним справки).
Аспект 6. При выявлении несоответствий в документах или фактах необходимо проанализировать их относимость к проверке с точки зрения ее целей, предмета и компетенции должностных лиц. Например, обнаружение отсутствия или некорректного оформления счета-фактуры или транспортной накладной (в том числе в части количества товара, дат, адресов) не может быть отражено в акте о проверке, поскольку данные документы не являются легализующими оборот подконтрольной им продукции. Не может повлиять на результат проверки должностными лицами Росалкогольрегулирования обнаружение ими факта превышения лимитов расчета наличными денежными средствами между юридическими лицами.
Аспект 7. Каждое нарушение (несоответствие) необходимо оценивать по характеру последствий и вероятности их наступления. Например, обнаружение договора поставки, заключенного датой, более ранней, нежели получение лицензии, может вызвать интерес проверяющих к периоду действия соглашения, не охваченного лицензией. Однако если в этот период отгрузок фактически не было, юридически опасных последствий не возникнет.
Аспект 8. Обнаруженные обстоятельства, содержащие в себе признаки административных правонарушений, следует устранять заблаговременно.
Аспект 9. На случай обнаружения признаков нарушения должностными лицами нужно позаботиться о доказательствах своей добросовестности в целях исключения вины организации (в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению). Например, если на складе имеется продукция, на которую утрачена сопроводительная документация, ее нужно запросить у поставщика, зафиксировав направление запроса любым доступным способом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.