Срок проведения миграционных проверок МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
Решение может применяться к проверкам в рамках госконтроля за трудовой деятельностью иностранных работников, работодателей, заказчиков работ (услуг) и к проверкам исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Статьей 32 Закона N 115-ФЗ (поскольку это допускает п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ) установлены специальные сроки проведения проверок в рамках контроля за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ (а следовательно, за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Срок проведения плановой проверки (и выездной, и документарной) не может превышать 20 рабочих дней (п. 6 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 22 Регламента*(1)), а выездная внеплановая проверка проводится в срок до 7 рабочих дней включительно (п. 7 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 23 Регламента). Следовательно, срок проведения внеплановой документарной проверки (поскольку он не утвержден специальным Законом N 115-ФЗ) регулируется правилами Закона N 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Сокращённых сроков проверки миграционным подразделением МВД для субъектов малого предпринимательства Законом N 115-ФЗ не предусмотрено. Однако плановые выездные проверки субъектов малого предпринимательства можно однократно приостановить на срок не более 10 рабочих дней, если МВД запросило и ожидает в рамках межведомственного информационного взаимодействия от других госорганов документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Конкретный срок приостановления определяется руководителем органа МВД. Проверяющие не вправе посещать проверяемое лицо в период приостановления проверки (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
МВД России вправе продлить срок любой проверки не более чем на 7 рабочих дней, причем такое продление осуществляется в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований (п. 8 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 24 Регламента). Решение о продлении срока проверки принимает то же самое должностное лицо МВД России, которое приняло первоначальное решение о проведении проверки (п. 24 Регламента). При этом издается НОВОЕ распоряжение о проверке (пп. 2 п. 54 Регламента). Однако нарушение порядка продления сроков проведения проверки, выразившееся в неиздании отдельного дополнительного распоряжения, при условии соблюдения самого срока проверки, не является грубым нарушением, влекущим признание результатов проверки недействительными (см. ст. 20 Закона N 294-ФЗ, постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2014 N Ф07-2607/14, Четырнадцатого ААС от 24.02.2014 N 14АП-532/14).
Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), а также контроль за исполнением организациями и предпринимателями обязанностей принимающей (приглашающей) стороны | |||
Сроки проведения плановых проверок | Сроки проведения внеплановых проверок | ||
Документарные | Выездные | Документарные | Выездные |
20 рабочих дней (п. 6 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) | 20 рабочих дней (п. 6 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) | 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ) | Не может превышать 7 рабочих дней (п. 7 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) |
27 рабочих дней в случае продления срока проверки (п. 8 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) | 17 рабочих дней в случае продления срока проверки (п. 8 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) |
Дата начала проверки по общему правилу указывается в качестве таковой в распоряжении о проведении проверки (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Однако Регламент содержит норму, согласно которой началом проверки считается дата издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении (п. 26 Регламента). Проверка может быть завершена досрочно в случае выполнения запланированных мероприятий (п. 26 Регламента).
Распоряжение на проверку должно также содержать и дату её окончания (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 9 п. 52 Регламента). Однако отсутствие этой даты не является таким нарушением, которое влечет незаконность проверки, если сами сроки не нарушены (постановление Шестнадцатого ААС от 01.10.2015 N 16АП-3502/15).
Сведения о продолжительности проведенной проверки отражаются в Едином реестре проверок (пп. "д" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415, п. 43 Регламента).
Превышение установленных сроков проведения проверок является грубым нарушением, влекущим за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
_________________________________________
*(1) Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников утвержден приказом ФМС России и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах