Порядок и сроки вручения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ)
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).
Форма акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Процедура вручения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, установленная в п. 4 ст. 101.4 НК РФ, аналогична процедуре вручения акта налоговой проверки, установленной п. 5 ст. 100 НК РФ. Как и акт налоговой проверки, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).
Срок вручения такого акта лицу, в отношении которого он составлен, в ст. 101.4 НК РФ не определен (в отличие от порядка вручения акта налоговой проверки, определенного в п. 5 ст. 100 НК РФ). В связи с этим Пленум ВАС РФ разъяснил, что в данном случае применительно к п. 5 ст. 100 НК РФ следует исходить из того, что акт должен быть вручен соответствующему лицу в течение 5 дней с даты его составления (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Кроме того, поскольку указанными положениями (п. 5 ст. 100, п. 4 с. 101.4 НК РФ) специальный срок для направления таких актов по почте не установлен, в п. 29 Постановления N 57 установлено, что данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах 5 дней со дня составления акта.
Исчисление сроков осуществляется в порядке, установленном ст. 6.1 НК РФ:
- течение срока начинается на следующий день после составления акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ);
- срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Дата вручения налогоплательщику акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, имеет процессуальное значение, поскольку от этой даты исчисляются сроки представления налогоплательщиком письменных возражений (в случае несогласия с изложенными в акте фактами и выводами проверяющих), а также сроки рассмотрения материалов по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях , установленные п.п. 5, 6, 8 ст. 101.4 НК РФ.
Обязанность налогового органа вручить акт лицу, совершившему правонарушение и привлекаемому к ответственности, непосредственно связана с обеспечением права этого лица представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, закрепленного в п. 5 ст. 101.4 НК РФ.
Однако направление акта по почте не гарантирует его фактическое получение налогоплательщиком. Поэтому в п. 4 ст.101.4 НК РФ, равно как и в п. 5 ст. 100 НК РФ, возможность направления акта по почте предусмотрена только в случае уклонения лица, в отношении которого составлен акт, от его получения.
При этом факт уклонения лица от получения акта должен быть подтвержден налоговым органом. В противном случае суды могут прийти к выводу, что лицо было лишено возможности участвовать в процессе рассмотрения акта и ему не была обеспечена возможность представить объяснения, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля и основанием для признания вынесенного решения недействительным (см. постановления ФАС Московского округа от 18.01.2013 N Ф05-14998/12, Семнадцатого ААС от 03.04.2014 N 17АП-2438/14).
Однако к такому выводу судьи приходят не всегда. Так, например, в постановлении ФАС Уральского округа от 17.04.2013 N Ф09-2470/13 судьи сочли, что доводы общества о том, что акт проверки и уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки направлены инспекцией по почте без принятия мер для вручения их лично налогоплательщику, не являются основанием для отмены оспариваемых решений, поскольку налогоплательщик заблаговременно извещен о рассмотрении материалов проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах