Сроки рассмотрения акта и вынесения решения в порядке ст. 101.4 НК РФ
По истечении срока представления в налоговый орган письменных возражений по акту, установленного в п. 5 ст. 101.4 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. По результатам рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение (п. п. 6 и 8 ст. 101.4 НК РФ).
Срок рассмотрения акта, составленного в порядке ст. 101.4 НК РФ, и вынесения решения по нему составляет 10 дней (п.п. 6, 8 ст. 101.4 НК РФ). С учетом положений п.п. 2 и 6 ст. 6.1 НК РФ этот срок исчисляется в рабочих днях со дня, следующего за днем истечения срока для представления налогоплательщиком письменных возражений.
Напомним, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе представить письменные возражения по акту в течение 1 месяца*(1) со дня получения им акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Соответственно, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен вынести решение не ранее истечения 1 месяца со дня вручения акта лицу, совершившему налоговое правонарушение, и не позднее 10 рабочих дней с момента истечения указанного срока.
Продление этого срока ст. 101.4 НК РФ не предусмотрено (в отличие от процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, установленной ст. 101 НК РФ).
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, был вручен генеральному директору организации под роспись (т.е. фактически им получен) 07 апреля 2017 г. Окончание месячного срока для представления организацией письменных возражений по акту приходится на выходной день 07 мая 2017 г., поэтому с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ, представить письменные возражения организация должна не позднее 10 мая 2017 г. Рассмотреть акт и принять итоговое решение налоговый орган должен в период с 11 по 24 мая 2017 г. включительно.
В силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Вместе с тем нарушение налоговым органом сроков вынесения решения само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, являющимся основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Согласно абз. 2 п. 12 ст. 101.4 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относятся:
- обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
По смыслу положений, установленных ст. 101.4 НК РФ, соблюдение проверяющими норм, закрепленных НК РФ, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.
Как указал Пленум ВАС РФ в п. 40 постановления от 30.07.2013 N 57, неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, обязанностью налогового органа является обеспечение лицу, совершившему налоговое правонарушение возможности явки и представления своих возражений и пояснений.
Поэтому рассматривать материалы мероприятий налогового контроля и выносить итоговое решение по ним до истечения срока, установленного для представления письменных возражений лицом, в отношении которого составлен акт, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе.
В то же время превышение установленного срока рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля само по себе не является существенным нарушением процедуры их рассмотрения и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Соответствующие разъяснения в отношении аналогичной процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, установленной ст. 101 НК РФ, даны в письме Минфина России от 15.07.2010 N 03-02-07/1-331 и письме ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355@. А поскольку статьями 101 и 101.4 предусмотрены одинаковые основания для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14. ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 НК РФ), указанные разъяснения применимы и в отношении сроков рассмотрения акта, составленного в порядке ст. 101.4 НК РФ.
Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой (см, например, постановление ФАС Московского округа от 04.07.2014 N Ф05-6603/14).
______________________________
*(1) Месячный срок для представления письменный возражений действует с 24 августа 2013 года (со дня вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ). До внесения изменений этот срок составлял 10 рабочих дней.
В случае, если течение срока представления письменных возражений не завершилось до даты вступления в силу изменений (24.08.2013), применялся новый месячный срок (п. 7 ст. 6 Закона N 248-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах