Совместные миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) и других уполномоченных органов
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
При проверке соблюдения миграционного законодательства МВД России иногда по своей инициативе привлекает иные органы, осуществляющие контроль и надзор в других сферах. Это случается, если имеются ДОСТАТОЧНЫЕ основания полагать, что при проведении проверки могут быть выявлены нарушения тех требований, за которыми МВД не вправе надзирать (п. 69 Регламента*(1)). Очень странно, однако, что такие совместные проверки могут быть не только внеплановыми, но и плановыми (п. 69 Регламента). Получается, что само по себе включение в План проверки на календарный год (а плановые проверки МВД проводит гораздо чаще, чем раз в три года, см. п. 4 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) может рассматриваться как достаточное основание ожидать нарушений от проверяемого лица, да еще и разнообразных нарушений. Здесь ясно усматривается противоречие с установленной законом презумпцией добросовестности юридических лиц и предпринимателей (п. 2 ст. 3 Закона N 294-ФЗ).
Другим случаем совместной плановой проверки может быть ситуация, когда такая проверка изначально планируется как совместная в целях экономии времени проверяемого лица (например, малого предприятия). В таком случае наименования всех участвующих в такой проверке органов совместно указываются в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 4 ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
При проведении совместных проверок сотрудники заинтересованных государственных и муниципальных контролирующих органов должны действовать только в пределах компетенции таких органов. Координация действий сотрудников, включенных в группу по проведению проверки, осуществляется руководителем этой группы (п. 71 Регламента).
По результатам совместной проверки составляется акт, который подписывается руководителем группы по проведению проверки и всеми сотрудниками, включенными в группу. Однако если кто-то из проводивших проверку не согласен с результатами, указанными в акте проверки, он вправе заявить особое мнение, которое отражается в акте проверки (п. 72 Регламента). Акт совместной проверки в течение трех дней с момента её завершения направляется в заинтересованные органы, совместно с сотрудниками которых осуществлялась совместная проверка (п. 73 Регламента). Несоставление акта является грубым нарушением порядка проведения проверки (см. постановление Двадцатого ААС от 02.06.2011 по делу N А23-218/2011).
Любая проверка, в том числе и совместная, проводится на основании распоряжения о проведении проверки, в котором указаны ФИО, должности тех конкретных должностных лиц, которые уполномочены проводить проверку (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 52 Регламента). Если проверяющие пришли из разных ведомств, то приказов (распоряжений) о проведении проверок будет несколько - по числу участвующих органов государственного контроля (надзора), поскольку это соответствует принципу проведения проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц (п. 4 ст. 3 Закона N 294-ФЗ).
Особенности проведения совместных проверок МВД России и Роструда учтены в Регламенте взаимодействия ФМС России и Роструда по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ (утв. совместным приказом этих органов от 03.04.2007 N 40/66, далее - Регламент N 40/66). В частности, при осуществлении совместной проверки должностные лица вправе проверять соответственно:
Должностные лица Роструда и его территориальных органов проверяют (п. 14.2 Регламента N 40/66): | Должностные лица МВД России проверяют (п. 14.1 Регламента N 40/66): |
наличие трудовых договоров, заключенных работодателями с каждым из привлеченных ими к трудовой деятельности иностранных работников и соответствие этих договоров требованиям трудового законодательства РФ;
соответствие условий труда иностранных работников требованиям трудового законодательства РФ | наличие у работодателя разрешений на привлечение и использование иностранных работников;
наличие у иностранных работников или лиц без гражданства документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, документов, подтверждающих постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет, вида на жительство или разрешения на временное проживание (при наличии), а также других имеющихся у него документов, подлежащих проверке (трудовой договор, договор об оказании работ (услуг), разрешение на работу);
соответствие численности и профессионального состава используемых иностранных работников установленной доле;
соответствие заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий |
При этом проверяющие не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции того органа, от имени которого они действуют (п. 15 Регламента N 40/66).
Проведение совместных проверок МВД России и Росздравнадзора предусмотрено пунктом 6.1 Регламента их взаимодействия по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ (утв. совместным приказом этих органов от 19.06.2007 N 1148-Пр/07/128). Однако организационные детали таких проверок он не регламентирует.
Если при проведении проверки сотрудники МВД выявили такие нарушения, надзор за которыми относится к компетенции иных ведомств, то материалы проверки направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления уголовных составов преступления - незамедлительно (п. 93 Регламента).
______________________________
*(1) Регламент ФМС - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. При этом на МВД распространяется действие нормативных правовых актов и актов управления упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.