Вынесение решения по правонарушениям, выявленным в ходе иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ)
Процедура рассмотрения акта и материалов по делу о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) завершается вынесением итогового решения.
По результатам рассмотрения акта, составленного в порядке ст. 101.4 НК РФ, и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из предусмотренных в п. 8 ст. 101.4 НК РФ решений:
1) решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Соответствующее решение выносится в установленные п. 6 ст. 101.4 НК РФ сроки для рассмотрения акта - в течение 10 рабочих дней по истечении месячного срока представления возражений на акт лицом, совершившим налоговое правонарушение.
При этом ст. 101.4 НК РФ не содержит требования о необходимости вынесения решения именно в день рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля. Отсутствует и требование о необходимости известить лицо, в отношении которого проводились такие мероприятия, о месте и времени вынесения решения в случае, если решение выносится в иной день. В связи с этим Пленум ВАС РФ указал в п. 43 постановления от 30.07.2013 N 57, что соответствующие действия (бездействие) налогового органа не могут быть квалифицированы в качестве нарушения условий процедуры рассмотрения указанных материалов.
Согласно п. 9 ст. 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение указываются:
- обстоятельства допущенного правонарушения;
- документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства,
- доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
- решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Кроме того в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются:
- срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение;
- порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
Требования к составлению решения об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение статьей 101.4 НК РФ не установлены (в отличие от порядка рассмотрения дел по результатам налоговых проверок, предусмотренного ст. 101 НК РФ).
Формы решений утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ и предусматривают проставление подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Удостоверение печатью налоговых органов не требуется, для их изготовления на бумажном носителе бланки налоговых органов с угловым штампом не используются (см.письма ФНС России от 21.07.2015 N ЕД-4-2/12800@, от 15.07.2015 N ЕД-3-2/2739@).
Отметим, что решение по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля должно быть вынесено тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который рассматривал указанные материалы, в том числе возражения соответствующего лица, и непосредственно исследовал все имеющиеся доказательства. Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 42 постановления от 30.07.2013 N 57, вынесение решения иным руководителем (заместителем руководителя) налогового органа является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения, поскольку в этом случае лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, лишается возможности дать пояснения относительно содержащихся в акте и иных материалах выводов непосредственно тому должностному лицу налогового органа, которое вынесло решение.
Однако, если приложения к решению инспекции окажутся подписаны иным лицом, суды не усмотрят нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, нарушения права и законных интересов налогоплательщика (см. определение ВС РФ от 13.03.2015 N 301-КГ15-2264).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах