Вступление в силу решения по правонарушениям, выявленным в ходе иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ)
Срок вступления в силу решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, положениями ст. 101.4 НК РФ не установлен. Лишь указано в п. 12 ст. 101.4 НК РФ, что на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом п. 9 ст. 101 НК РФ, определяющий порядок вступления в силу решений, вынесенных по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок, не содержит оговорки о распространении предусмотренной в нем соответствующей нормы на решения, вынесенные в порядке ст. 101.4 НК РФ.
С учетом анализа приведенных норм Пленум ВАС РФ рекомендовал исходить из того, что решения, предусмотренные ст. 101.4 НК РФ, вступают в силу со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого они были вынесены, либо со дня, когда они считаются полученными. Следовательно, на такие решения не распространяются и правила об апелляционном обжаловании (п.п. 47, 48 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Порядок вручения решения о привлечении (об отказе в привлечении) лица к ответственности за налоговое правонарушение лицу, в отношении которого оно принято, в ст. 101.4 НК РФ также не установлен*(1) (в отличие от ст. 101 НК РФ).
В то же время в пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика получать копии решений налоговых органов. Соответствующая обязанность налоговых органов направлять налогоплательщикам такие копии установлена в пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.
В связи с этим применяется общий порядок вручения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленный п. 4 ст. 31 НК РФ*(2). То есть, решение может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю следующими способами:
- непосредственно под расписку;
- направлено по почте заказным письмом;
- передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота.
При этом существует ограничение: лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, решение передается налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
С 5 декабря 2014 года документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Соответствующая норма установлена Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ в новом абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ.
Кроме того с 1 июля 2015 года налоговым органам предоставляется возможность передавать документы в электронной форме не только по ТКС через оператора электронного документооборота, но и через личный кабинет налогоплательщика. Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 31 НК РФ тем же Законом N 347-ФЗ.
Для случаев направления документов по почте заказным письмом предусмотрено два правила:
- документы направляются налоговым органом по адресам, установленным в п. 5 ст. 31 НК РФ*(3);
- датой получения документов считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Поскольку специальный срок для направления таких решений в ст. 101.4 НК РФ не установлен, Пленум ВАС РФ в п. 29 Постановления N 57 указал, что данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах 5 рабочих дней со дня вынесения решений.
______________________________
*(1) До 24.08.2013 порядок вручения копии решения лицу, в отношении которого оно принято, был установлен в п. 11 ст. 101.4 НК РФ. Однако с 24.08.2013 этот пункт исключен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
*(2) Норма абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ и действует с 24 августа 2013 года.
*(3) Норма п. 5 ст. 31 НК РФ введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и действует с 30 июля 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах