Оформление МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) результатов миграционной проверки. Акт проверки
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
По итогам проверки*(1) должностными лицами МВД России составляется акт (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 8 Положения N 1162, пп. 6 п. 28, п. 88 Регламента*(2)). Этот акт составляется по установленной форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141 (примечание *(41) к Регламенту).
До 31 декабря 2017 года МВД вправе использовать бланки, печати и штампы упраздненной ФМС (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если для составления акта необходимо получить заключения по результатам исследований, то акт должен быть составлен в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания всех проверочных мероприятий (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Акт составляется в двух экземплярах (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 90 Регламента).
В нем должно быть отражено следующее (ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 91 Регламента)
- дата, время, место составления акта (п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
- наименование органа МВД России, проводившего проверку (п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
- дата и номер распоряжения о проведении проверки (п. 3 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
- данные (Ф.И.О., должность) сотрудников, проводивших проверку (п. 4 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
- данные (наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, Ф.И.О. представителя проверяемого, который присутствовал при проведении проверки) проверяемого (п. 5 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ) - в случае, если проводилась проверка в отношении организации или ИП. Если проверка проводилась в отношении объекта - наименование объекта проверки;
- дата, место, сроки проведения проверки (п. 6 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
- результаты проверки (описание выявленных нарушений с указанием лиц, их допустивших) (п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Если на момент окончания проверки уже есть постановления по делам об административных нарушениях, в акт проверки включаются также сведения о таких постановлениях, если в полицию отосланы материалы о признаках составов преступлений - сведения о таких материалах (пп. 7 п. 91 Регламента);
- сведения об ознакомлении с результатами проверки или об отказе с ознакомлением проверяемого лица (п. 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
- сведения о внесении в журнал учета проверок информации о проведенной проверке (при его наличии у проверяемого) (п. 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
- подписи проверяющих (п. 9 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Все материалы, полученные в результате проведения проверки, формируются в дело и хранятся в подразделении МВД России (п. 92 Регламента).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журналы учета проверок (ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Форма журнала установлена приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован, удостоверен печатью (при ее наличии) (ч. 10 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Если журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись (ч. 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
При наличии журнала учета проверок проверяющие вносят в него следующую информацию (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ):
- наименование органа МВД России, осуществившего проверку;
- сроки проведения проверки;
- основания проведения проверки;
- цели, предмет, задачи проведения проверки;
- выявленные нарушения;
- выданные предписания;
- фамилия, имя, отчество, должность, подпись проверяющего.
Обычно проверяемый или его представитель получают свой экземпляр акта лично под расписку. Однако если проверяемый отказывается от получения акта, если представитель проверяемого отсутствует или отказывается дать расписку, то акт отправляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к материалам проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 89 Регламента). Акт проверки может быть выслан и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемый согласился на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Непредставление акта проверки является грубым нарушением требований ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, которое влечет отмену результатов проверки по требованию заинтересованного лица (постановление Двадцать первого ААС от 15.05.2015 N 21АП-934/15).
Несоставление акта является грубым нарушением со стороны контролирующего органа и может повлечь признание действий МВД России незаконными, а результатов проверки - недействительными (п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Судебных прецедентов по этому вопросу довольно много (см., например, постановления Одиннадцатого ААС от 17.04.2013 по делу N А65-13359/2011; Двадцатого ААС от 14.01.2013 по делу N А09-9270/2012). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки информация, указываемая в Акте проверки, должна появиться в Едином реестре проверок (п. 3 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "д" п. 13, п. 19 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415, п. 43 Регламента).
Акт проверки не подлежит самостоятельному оспариванию в суде (поскольку не имеет признаков ненормативного правового акта и сам по себе не влечет последствий для того лица, в отношении которого он вынесен). Это значит, что дело по заявлению о признании незаконным и/или отмене Акта проверки будет прекращено судом по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (постановление АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 N Ф07-3966/15).
______________________________
*(1) Плановая проверка субъектов малого предпринимательства может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки в 2016-2018 гг., а во-вторых, проверяемое лицо предоставило должностным лицам МВД России документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). В этом случае составляется Акт о прекращении проверки (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, внеплановая проверка может быть прекращена, если во время ее проведения выяснилась ложность или анонимность обращения (заявления, жалобы) в МВД, послужившего поводом к этой проверке (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Любая другая проверка, начавшись, уже не может быть прекращена и завершается составлением Акта проверки.
*(2) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах