Предписание миграционного подразделения МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования. При этом на МВД распространяется действие нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований миграционного законодательства МВД одновременно с актом проверки:
- выдает обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 3 ч. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. 5 п. 11 Регламента*(1)), о чем делает запись в журнале учета проверок при его наличии (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ),
- принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).
Предписание является обязательным приложением к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), следовательно, вручается проверенному лицу вместе с актом проверки и по соответствующей процедуре (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В частности, предписание вместе с актом проверки может быть выслано и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемый согласился на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт с предписанием заведомо считаются полученными (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Информация о выданном предписании публикуется в Едином реестре проверок (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 20 и пп. "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
До 31 декабря 2017 года МВД вправе использовать бланки, печати и штампы упраздненной ФМС (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
В предписании излагаются перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ). При определении конкретных мероприятий и сроков их исполнения должностное лицо МВД России обязано учесть тяжесть нарушений, их потенциальную опасность, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов предпринимателей и юридических лиц (п. 8 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 12 п. 10 Регламента). Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки. В случае, когда выполнить предписание (или его отдельные требования) в указанный в нем срок не представляется возможным, то адресат предписания вправе 15-дневный срок со дня получения предписания обратиться в орган МВД России, назначивший проверку (или в вышестоящий), с письменной жалобой (заявлением) на решение должностного лица, проводившего проверку, в части срока исполнения предписания и просьбой о его продлении (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ). Жалоба (заявление) может быть подана в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К такому заявлению целесообразно приложить документы о причинах невозможности исполнения предписания в срок. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней (п. 120 Регламента), по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения заинтересованного лица (п. 122 Регламента).
Проверенное лицо не обязано отчитываться об исполнении выданного предписания. Однако составление отчета в произвольной форме - в интересах проверяемого лица, поскольку истечение срока исполнения ранее выданного органом МВД России предписания является основанием для проведения внеплановой проверки (пп. 1 ч. 2 ст. 10 Закона 294-ФЗ, пп. 1 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
По результатам такой внеплановой проверки в случае установления факта невыполнения предписания в установленный срок выдается новое предписание с новыми сроками, а также составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и направляются мировому судье для принятия решения о назначении административного наказания (ст.ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). Санкции данной статьи предусматривают наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей на физических лиц, 1000 до 2 000 рублей, либо дисквалификацию, - для должностных лиц, административного штрафа от 10 000 до 20 000 рублей - для юридических лиц.
В отличие от акта проверки, предписание может быть обжаловано, поскольку оно является распорядительным документом, обязывающим проверенное лицо принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки.
Предписание может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган) МВД России либо в сразу суд (пп. 4 ст. 21, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), поскольку обязательного досудебного урегулирования не требуется.
В судебном порядке предписание, выданное по результатам проверки, обжалуется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа МВД России, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ).
Жалоба в суд на вынесенное предписание подается в течение трех месяцев со дня его получения. При пропуске этого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок подачи заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
При подаче заявления в арбитражный суд об оспаривании предписания органа МВД России уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3000 рублей - для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять. Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).
Органы МВД России обязаны будут доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Также предписание может быть обжаловано соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном главой V Регламента. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить в миграционную службу письменные возражения в отношении предписания в целом или его отдельных положений вместе с документами (копиями), подтверждающими обоснованность таких возражений (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ, п. 113 Регламента). Такое возражение и обосновывающие документы могут быть поданы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
На период срока рассмотрения жалобы действие обжалуемого предписания не приостанавливается.
Возражения подлежат рассмотрению вышестоящим должностным лицом (органом) МВД в течение 30 календарных дней (п. 120 Регламента). По результатам рассмотрения выносится письменное решение, которое доводится до сведения заинтересованного лица (п. 122 Регламента).
Такой способ обжалования, в отличие от оспаривания предписания в суд, не предусматривает возможности приостановления действия предписания на время рассмотрения возражений в административном порядке. Также факт подачи возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
______________________________
*(1) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах