Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ
Порядок рассмотрении дел о налоговых правонарушениях установлен в ст. 100.1 НК РФ, согласно которой:
- дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;
- дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.
Из взаимосвязанного толкования положений ст. 100.1 НК РФ следует, что исключительный порядок рассмотрения дел в порядке ст. 101 НК РФ. предусмотрен только в отношении правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ. Такие правонарушения могут быть выявлены только в рамках налоговых проверок. В отношении иных составов налоговых правонарушений законодательство о налогах и сборах подобного запрета не содержит. Следовательно, производство по всем иным составам налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ, возможно в порядке, установленном статьями 101.4 и 101 НК РФ.
Следует учитывать, что в силу ст.ст. 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Принимая во внимание этот факт, Пленум ВАС РФ в п. 37 постановления от 30.07.2013 N 57 (далее - Постановление N 57) разъяснил, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (ст. 101 НК РФ).
Информация о правонарушениях, рассматриваемых в порядке ст. 101.4 НК РФ, приведена в Рекомендациях ФНС России по проведению камеральных и выездных налоговых проверок, изложенных в письмах от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ и от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ (далее - Рекомендации). Для наглядности приведем эти данные в таблице.
Статья НК РФ | Налоговые правонарушения | Производство | |
ст. 101.4 | ст. 101 | ||
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе | + | + | |
Непредставление в установленный срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета | + | ||
Непредставление расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный срок | + | ||
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) | + | + | |
Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения | + | ||
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога | + | ||
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ | + | + | |
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями | + | ||
Ответственность свидетеля | + | ||
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода | + | ||
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу | + | ||
Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса | + | + | |
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми | + | ||
Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках | + | ||
Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях | +*(1) | ||
Нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах 132, 133, 134, 135, 135.1 и 135.2 | + |
Из Рекомендаций следует, что налоговые правонарушения, предусмотренные ст.ст. 125, п. 2 ст. 126, ст. 128, 129, 129.1, 129.3, 129.4 НК РФ, а также совершенные банком и предусмотренные гл. 18 НК РФ), оформляются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, независимо от формы проводимых мероприятий налогового контроля (налоговые проверки или иные), в рамках которых они выявлены.
Дела о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 116, 118*(2) и 129.2 НК РФ, рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ (п. 4.2 письма N АС-4-2/12705@). Однако в случае их выявления в ходе выездной налоговой проверки, такие правонарушения отражаются в акте выездной налоговой проверки, дела об их выявлении рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ (п. 6.5 письма N АС-4-2/13622@).
В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основании этой декларации и являющаяся базой для расчета суммы штрафа, может быть подтверждена налоговым органом либо скорректирована. Поэтому такие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, в том числе и в случае, если по результатам камеральной проверки указанной налоговой декларации будет выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ (п. 1.6 письма N АС-4-2/12705@).
Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, связанных с несоблюдением способа представления отчетности (расчетов), а также с непредставлением сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ответственность за которые установлена ст. 119.1, п. 1 ст. 126 НК РФ), может осуществляться как в порядке ст. 101 НК РФ, так и в порядке ст. 101.4 НК РФ. Применяемый порядок привлечения к ответственности зависит от обстоятельств дела.
С 1 января 2016 года вступила в силу новая ст. 126.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ), которой установлена ответственность налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.
В связи с этим в декабре 2015 года ФНС России рекомендовала налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода.
Одновременно территориальным налоговым органам поручено обеспечить контроль за полнотой и достоверностью представления налоговыми агентами сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год. При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ (письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@).
Кроме того, с 2016 года налоговые агенты обязаны ежеквартально представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ. При установлении факта непредставления расчета в установленный срок принимать решение о привлечении к ответственности в соответствии с п. 1.2 ст. 126 НК РФ налоговые органы будут также в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ. Такой алгоритм действий проверяющих предусмотрен в письме ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@ "О направлении Контрольных соотношений".
________________________
*(1) П.11 ст. 25.14 НК РФ
*(2) Статья 118 НК РФ утратила силу с 02.05.2014 и с этой даты не применяется в связи с отменой обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов в банке и других кредитных организациях, ранее установленной пп. 1 п. 2, п. 3 ст. 23 НК РФ. Соответствующие поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах