Согласование Роспотребнадзором проведения внеплановой проверки с прокуратурой
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ внеплановые выездные проверки в связи с получением Роспотребнадзором информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о возникновении природного и техногенного ЧС либо об угрозе причинения такого вреда и возникновения таких ЧС, а также в связи с выявлением индикаторов риска во время мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами*(1) (пп. "а" и "б" п. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) проводятся только после их согласования с соответствующим органом прокуратуры по месту деятельности проверяемых лиц (п. 33 Регламента N 764*(2)).
В ряде случаев в связи с необходимостью принятия неотложных мер должностные лица Роспотребнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении такой проверки (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 34 Регламента N 764):
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде,
- возникновение ЧС природного и техногенного характера,
- обнаружение нарушений обязательных требований в момент их совершения.
В этом случае прокурор согласовывает внеплановую проверку "постфактум", в день поступления соответствующих документов (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 34 Регламента N 764).
Роспотребнадзор не должен согласовывать с органами прокуратуры проведение внеплановых документарных проверок, а также проведение внеплановых выездных проверок по следующим основаниям (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):
- истечение срока исполнения предписания;
- обращения потребителей, права которых нарушены;
- поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора;
- обращение соискателя лицензии*(3).
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ в случае, когда для проведения внеплановой выездной проверки необходимо согласование с органами прокуратуры, перед ее началом Роспотребнадзор обязательно предъявляет копию документа о согласовании. Такой документ оформляется в виде решения соответствующего органа прокуратуры и составляется по форме, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93. Подписывать такое решение могут прокуроры четко определенного уровня (по месту осуществления деятельности проверяемых лиц):
Кто назначает проверку | Кто подписывает решение о согласовании |
главные государственные санитарные врачи*(4) по городам, районам | прокуроры городов, районов и иных территориальных прокуратур, их заместители |
главный государственный санитарный врач*(4) на транспорте, его заместитель | транспортные прокуроры |
главные государственные санитарные врачи*(4) по субъектам РФ, и их заместители | прокуроры (заместители прокуроров) субъектов Российской Федерации |
Главный государственный санитарный врач*(4) РФ, и его заместители | прокуроры (заместители прокуроров) субъектов Российской Федерации |
О полномочиях по согласованию см. п. 2 Порядка согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93.
Проведение внеплановой выездной проверки без согласования её проведения с органами прокуратуры, в случае, когда такое согласование необходимо, относится к грубым нарушениям требований организации и проведения проверки, влекущим за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Неизвещение прокуратуры в 24 часа после начала внеплановой проверки не относится законом к числу грубых нарушений, влекущих безусловное признание недействительным результатов проверки.
Сведения о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случае, если такое согласование проводилось, вносятся в Единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа о проведении проверки (п. 16, пп."а" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
______________________________
*(1) Данная норма фактически не применяется, поскольку пока Роспотребнадзором не утверждены ни соответствующие индикаторы риска, ни порядок оформления и содержания заданий, на основании которых должны проводиться контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемыми лицами (ч. 4 ст. 8.3, ч. 8 ст. 8.1 и п. 5.1 ст. 2 Закона N 294-ФЗ). До восполнения этого пробела внеплановые проверки по основаниям, указанным в п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, проводиться не могут.
*(2) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
*(3) Согласно п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка соискателя лицензии проводится, если это предусмотрено правилами предоставления такой лицензии. Роспотребнадзор лицензирует деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний (кроме медицинских целей) и ГМО III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (кроме медицины). Однако соответствующие положения не предусматривают проведения внеплановой проверки соискателей.
*(4) Здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз. 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.