Исследования, испытания, измерения и прочие виды оценки, проводимые в отношении отобранных Роспотребнадзором образцов (проб)
Переданные эксперту (в экспертную организацию) образцы подвергаются исследованиям (испытаниям, измерениям и прочим видам оценки) либо используются при проведении экспертиз и (или) расследований. В чем между ними разница?
Если проверка организована на основании поступившей в Роспотребнадзор информации о том, что конкретная продукция (или факторы среды) нарушают права потребителя, то проводится исследования (испытания и проч.) взятых образцов. Их результаты оформляются протоколом (актом) исследований (измерений, определений показателей) или подобным документом. Главное требование к такому документу - он должен позволять безошибочно идентифицировать исследуемые образцы (пробы). Разногласия в описании образцов, изъятых протоколом отбора, и образцов, прошедших исследования, испытания, измерения или иные виды оценок, могут привести к тому, что результаты соответствующих исследований будут исключены судом из числа допустимых доказательств (постановления Четырнадцатого ААС от 03.03.2015 N 14АП-189/15, Двенадцатого ААС от 27.12.2013 N 12АП-11342/13).
А вот если проверка организована на основании поступившей в Роспотребнадзор информации о том, что конкретная продукция (или факторы среды) уже причинили вред здоровью или жизни граждан или вред окружающей среде, то проводятся экспертиза и расследование. Их цель - установить причинно-следственную связь выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, п. 56 Регламента N 764*(1)).
Результаты указанной экспертизы отражаются в экспертном заключении. Экспертиза проводится экспертом (экспертной организацией). Экспертное заключение немедленно после его оформления передается должностному лицу Роспотребнадзора, уполномоченному проводить проверку (абз. 2 п. 56 Регламента N 764). Это должностное лицо, в свою очередь, составляет акт расследования, в котором отражаются все результаты расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактом причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок утвержден приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (приложение 1).
Проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз (в том числе экспертиз качества продукции) и расследований является поводом к продлению срока проведения (выездной плановой) проверки с 20 рабочих дней до 40 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 21 Регламента N 764). Если срок проверки не продлевается, а исследования были назначены, то акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения исследований (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ)*(2).
Исследования, испытания, измерения и прочие виды оценки проводятся в отношении отобранных образцов экспертами (экспертными организациями), привлеченными к проведению проверок в установленном порядке (п.п. 5, 7 ст. 2 и ч. 2 ст. 7 Закона N 294-ФЗ). Их фамилии, имена, отчества, должности обязательно указываются в распоряжении о проверке (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). На практике случается, что отобранные образцы исследуются экспертами (экспертными организациями), не поименованными в распоряжении о проверке (например, образцы отсылаются туда Роспотребнадзором с предписанием о проведении их лабораторных исследований). Формально таких экспертов нельзя назвать лицами, привлеченными к проведению проверки в установленном порядке. Однако судебная практика смотрит на такие исследования как на допустимые (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2013 N Ф02-3700/13, Седьмого ААС от 07.04.2014 N 07АП-1847/14, Пятнадцатого ААС от 07.10.2013 N 15АП-11774/13).
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
*(2) п. 64 Регламента N 764 предписывает в таком случае оформлять акт не позднее трех рабочих дней после завершения именно проверки. Очевидно, что указанное противоречие должно разрешаться в пользу Закона N 294-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.