Журнал учета проверок
В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе*(1) вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью (при ее наличии) юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 10 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Запись о проведенной проверке вносится в Журнал учета проверок должностным лицом контролирующего (надзирающего) органа собственноручно. Требовать внесения этой записи можно только в том случае, если проверка проводилась по правилам Закона N 294-ФЗ; таким образом, в Журнале не обязаны расписываться сотрудники прокуратуры, следователи и иные лица, которые проводят мероприятия, упомянутые в ч.ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ.
Эта запись должна содержать следующие сведения (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ):
- наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводившего проверку;
- дату начала и окончания проведения проверки;
- время проведения проверки. Если проверялся субъект малого предпринимательства, то, как правило, указывается точное время и продолжительность (в часах и минутах) нахождения должностного лица непосредственно на проверяемом объекте из расчета не более 8 часов в рабочий день. В Законе N 294-ФЗ такие дополнительные требования не прописаны, но они зачастую включены в Административные регламенты, описывающие административные процедуры проверок (см. например, п. 65 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок ..., утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764, абз. 5 п. 84 Административного Регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644);
- цели, задачи и предмет проверки;
- выявленные нарушения;
- реквизиты выданного предписания;
- Ф.И.О. и должность должностного лица, проводившего проверку, его подпись.
Запись в журнал учета проверок вносится должностным лицом непосредственно после завершения проверки (неважно, документарной или выездной, плановой или внеплановой) при составлении акта проверки. Если акт проверки составляется по месту нахождения надзирающего органа, то вызванный для его составления руководитель организации или индивидуальный предприниматель может захватить журнал учета проверок с собой, чтобы проверяющий внес соответствующую запись.
Законодательство не предусматривает какую-либо ответственность организации (предпринимателя) за отсутствие журнала учета проверок. При его отсутствии в акте проверки делается лишь соответствующая пометка (п. 8 ч. 2 ст. 16, ч. 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Ведение такого журнала может быть особенно важно для субъектов малого предпринимательства, а также организаций с филиальной сетью, поскольку записи в нем позволяют задокументировать продолжительность проведенных проверок, а части 2 и 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ содержат специальные ограничения на срок их проведения в отношении указанных субъектов.
Если журнал учета проверок имеется, но должностное лицо надзирающего органа не учинило в нем записи о проведенной проверке, то такое отступление от процедуры не является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок в смысле ст. 20 Закона N 294-ФЗ и не влияет на действительность результата этой проверки (см., например, постановления Восемнадцатого ААС от 12.03.2014 N 18АП-1786/14, Шестого ААС от 07.03.2013 по делу N А73-13636/2012). Однако отсутствие такой записи (в совокупности с иными обстоятельствами) может быть расценено судом как доказательство того, что выездная проверка не проводилась (постановление Четырнадцатого ААС от 08.08.2013 N 14АП-1982/13).
______________________________
*(1) До 15.11.2014 года юридические лица, индивидуальные предприниматели были обязаны вести этот журнал (см. ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ в соответствующей редакции). Однако какой-либо ответственности за отсутствие журнала законодательство не устанавливало.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
Формы документов
Образец заполнения журнала учета проверок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах