Оформление Роспотребнадзором результатов проверки
По результатам каждой проведенной*(1) Роспотребнадзором проверки составляется акт по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 61 Регламента N 764*(2)). По общему правилу акт проверки составляется непосредственно по окончании проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 61 Регламента N 764), однако если для его составления необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 64 Регламента N 764). К акту проверки прилагаются заполненные чек-листы, если они использовались при проведении проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ)*(3).
Акт проверки вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо (если такое лицо отсутствует, отказывается дать расписку в ознакомлении, расписку об отказе с ознакомлением) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 63 Регламента N 764). Акт проверки может быть выслан и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемый согласился на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4, ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Затем должностное лицо оставляет запись о проведенной проверке в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 65 Регламента N 764).
Если в ходе проведения проверки нарушений не выявлено, то составляется только акт проверки. Если же по результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований, к акту проверки прилагается соответствующее предписание Роспотребнадзора.
В течение 15 дней после получения акта проверки проверяемое лицо вправе представить в орган Роспотребнадзора свои возражения по акту проверки (как в отношении акта целиком, так и в отношении его отдельных положений) или по выданным предписаниям (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 82 Регламента N 764). Такое возражение и обосновывающие документы могут быть поданы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если в результате проверки выявились нарушения обязательных требований, то Роспотребнадзор обязан не только выдать предписание, но и принять меры по привлечению виновных к ответственности - возбудить дело об административном правонарушении и рассмотреть его либо отправить по подсудности, направить, при необходимости, информацию в другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции (ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 76 Регламента N 764). Кроме того, Роспотребнадзор определит срок, по истечении которого будет проведена внеплановая проверка (по контролю за исполнением ранее выданного предписания) (п. 71 Регламента N 764).
Возбуждение дела об административном правонарушении начинается с составления должностным лицом Роспотребнадзора протокола об административном правонарушении (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Должностные лица Роспотребнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях как о нарушениях в сферах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (ч. 1 ст. 28.3 и ст.ст. 23.13, 23.49 КоАП РФ), так и в сфере проведения проверок: например, о невыполнении в установленный срок предписания Роспотребнадзора, о неповиновении законному распоряжению, требованию должностного лица Роспотребнадзора (по составам, предусмотренным п. 19 и п. 63 ч. 2, а также ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ). Перечень должностных лиц Роспотребнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40. Протокол о нарушениях в сфере проведения проверок (ст.ст.19.4, 19.4.1, 19.6, 19.7) передается мировому судье, который рассматривает дело и выносит по нему постановление (ч. 1, абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Протоколы о нарушениях в сферах, поднадзорных Роспотребнадзору, рассматриваются, в зависимости от обстоятельств, главными государственными санитарными врачами*(4), их заместителями либо судами (ст.ст. 23.1, 23.13, 23.49 КоАП РФ). Подробную информацию о рассмотрении дел, возбужденных Роспотребнадзором, см. в материале "Перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица Роспотребнадзора".
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен главой 29 КоАП РФ.
Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверенного лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан (или вред уже причинен), Роспотребнадзор обязан незамедлительно:
- принять меры для недопущению вреда или его прекращения - вплоть до временного запрета деятельности организации или предпринимателя (в порядке, установленном КоАП РФ) (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 72 Регламента N 764);
- принять меры по отзыву из оборота опасной продукции (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 72 Регламента N 764);
- принять меры по доведению до всеобщего сведения информации о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 72 Регламента N 764).
Сведения о результатах проверки (выявлены или нет нарушения в ходе проверки), а также сведения о принятых мерах (предписания, административная ответственность, приостановление или аннулирование разрешений, лицензий, аттестатов, отзыв продукции и т.п.), их обжаловании и о результатах такого обжалования вносятся в единый реестр проверок (п.п. 4, 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "д" и пп. "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
______________________________
*(1) Плановая (и только плановая) проверка субъектов малого предпринимательства может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки в 2016-2018 гг., а во-вторых, проверяемое лицо предоставило должностным лицам Роспотребнадзора документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). В этом случае составляется Акт о прекращении проверки (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Любая другая проверка, начавшись, уже не может быть прекращена и завершается составлением Акта проверки.
*(2) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
*(3) С 1 июля 2018 плановые проверки в сфере санитарно-эпидемиологического надзора будут проводиться только с использованием чек-листов (ч. 11.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 27 Положения N 476). Подобные проверки в отношении некоторых категорий организаций и предпринимателей начнут проводить даже с 1 октября 2017 г., но каких именно категорий - пока не определено (п. 2 постановления Правительства РФ от 14.06.2017 N 707).
*(4) Здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.