Административное расследование, проводимое трудовой инспекцией
В отличие от проведения проверки, которая представляет собой действия инспекторов труда, направленные на обеспечение соблюдения работодателем требований трудового законодательства и защиту трудовых прав работников, административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, проводимых государственными инспекторами труда в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ, которые направлены исключительно на установление факта совершения работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства, фиксирование всех обстоятельств правонарушения и привлечение работодателя к административной ответственности.
Положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении трудовыми инспекторами административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). То есть требования Закона N 294-ФЗ, в частности, касающиеся предварительного уведомления работодателя, согласования с органами прокуратуры на действия государственных инспекторов труда при проведении административного расследования не распространяются.
Административное расследование проводится по окончании проведения проверки, когда выявлено нарушение работодателем трудового законодательства, однако инспектору труда необходимо осуществить определенные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в частности:
- получить объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, если получить такое объяснения или показания при составлении протокола невозможно (ст. 26.3 КоАП РФ);
- истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП РФ).
Кроме того, административное расследование может быть проведено инспектором труда и в том случае, когда нет оснований для проведения внеплановой проверки работодателя, но поступившие материалы, сообщения или обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (например, анонимное сообщение о том, что работники подвергаются дискриминации в сфере труда).
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается самостоятельно должностным лицом Роструда или должностным лицом его территориального органа - государственной инспекции труда, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 и приказом Роструда от 02.09.2015 N 238, которым утвержден перечень таких лиц (п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и вынести определение о проведении административного расследования в отношении юридического лица вправе только главный государственный инспектор труда, поскольку только он уполномочен составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 5.27 и частями 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (ст. 23.12, ч. 1 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 2 Перечня должностных лиц Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. приказом Роструда от 02.09.2015 N 238).
Такое решение оформляется в виде определения, в котором указываются (ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ):
- дата и место составления определения;
- должность, фамилия и инициалы инспектора труда, составившего определение;
- повод для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ;
- данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение в области трудового законодательства;
- запись о разъяснении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено определение, а также иным участникам административного производства их прав и обязанностей.
Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Срок проведения административного расследования составляет не более одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству государственного инспектора труда, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен решением руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) на срок не более одного месяца (п. 1 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
Ведет административное расследование, как правило, тот государственный инспектор труда, который вынес соответствующее определение, но по решению руководителя инспекции или его заместителя он может быть заменен другим государственным инспектором труда (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).
По окончании административного расследования, если данные о совершении работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства не подтвердились, то государственным инспектором труда, проводившим административное расследование, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 24.5, ч. 6 ст. 28.7, ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Если же в ходе административного расследования установлен факт совершения работодателем нарушения трудового законодательства, то по его окончании уполномоченным должностным лицом государственной инспекции труда составляется протокол об административном правонарушении в отношении виновного физического лица и (или) законного представителя юридического лица (ч. 3, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5, ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении по частям 1, 3, 4 или 6 ст. 5.27 или частям 1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, подлежит рассмотрению непосредственно должностными лицами государственной инспекции труда в течение 15 дней со дня составления протокола (ст. 23.1, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Судьи районных судов рассматривают дело лишь в том случае, когда по окончании административного расследования государственный инспектор труда передает его на рассмотрение в соответствующий суд (определение ВАС РФ от 23.01.2009 N 14892/08).
Далее для наглядности представим порядок проведения инспекторами труда административного расследования в виде схемы:
Непосредственное обнаружение инспектором труда нарушения трудового законодательства или получение материалов, сообщений (заявлений), содержащих данные о факте совершения работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства, в результате чего необходимо осуществление процессуальных действий, требующих значительных временных затрат (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ) |
Принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесение определения о проведении административного расследования и вручение его копии под расписку либо отправка физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 2 и ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ). |
/------------------------------\ /-------------------------------------\
|Главным государственным | |Государственным инспектором труда в |
|инспектором труда в отношении | |отношении виновного должностного |
|юридического лица | |лица, индивидуального предпринимателя|
\------------------------------/ \-------------------------------------/
Проведение инспектором труда, который вынес определение, административного расследования в течение одного месяца, с возможностью продления еще на один месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ). При расследовании инспектор труда проводит следующие действия: - получает объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ). Для этого инспектор труда вправе вызвать соответствующих лиц к себе заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресат (ч. 1 ст. 25.15 КоАП). Неявка без уважительных причин по такому вызову грозит наказанием по ст.17.7 КоАП РФ; - истребует сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП) и т.д. |
/------------------------------\ /-------------------------------------\
| В ходе административного | | Данные о совершении работодателем |
|расследования установлен факт | | административного правонарушения в |
| нарушения трудового | | области трудового законодательства в|
| законодательства | |ходе административного расследования |
| | | не подтвердились |
\------------------------------/ \-------------------------------------/
/------------------\ /---------------------\ /------------------------\
|Юридическое лицо, | |Юридическое лицо, | |Вынесение постановления |
|должностное лицо, | |должностное лицо, | |о прекращении дела об |
|индивидуальный | |индивидуальный | |административном |
|предприниматель не| |предприниматель | |правонарушении (ч. 6 ст.|
|подвергались | |повторно привлекается| |28.7 КоАП РФ) |
|административному | |к административной | | |
|наказанию за | |ответственности за | | |
|аналогичное | |аналогичное | | |
|административное | |административное | | |
|правонарушение | |правонарушение | | |
|трудового | |трудового | | |
|законодательства | |законодательства | | |
\------------------/ \---------------------/ \------------------------/
/------------------\ /-------------------------------------------------\
|Составление | |Составление протокола об административном |
|протокола об | |правонарушении по ч.ч. 2, 5 или 7 ст. 5.27, ч. 5 |
|административном | |ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ) |
|правонарушении по | | |
|ч.ч. 1, 3, 4 или 6| | |
|ст. 5.27, ч.ч. 1 -| | |
|4 статьи 5.27.1 | | |
|КоАП РФ (ч. 6 ст. | | |
|28.7 КоАП РФ) | | |
\------------------/ \-------------------------------------------------/
/-------------------\ /-------------------------------------------------\
|Рассмотрение дела | |Направление протокола об административном |
|об административном| |правонарушении в течение трех суток в районный |
|правонарушении | |суд на рассмотрение (ч. 1 ст. 22.1, ч. 1 и ч. 3 |
|непосредственно | |ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ) |
|должностными лицами| | |
|государственной | | |
|инспекции труда в | | |
|течение 15 дней со | | |
|дня составления | | |
|протокола (ч. 1 ст.| | |
|29.6 КоАП РФ) | | |
\-------------------/ \-------------------------------------------------/
| |
| | /----------------------------------------\
| | |Рассмотрение судьей районного суда дела |
| | |об административном правонарушении в |
| | |двухмесячный срок со дня получения |
| | |протокола и других материалов дела |
| | |(ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ) |
| | \----------------------------------------/
/----------\ /-----------\ /-----------\ /--------------\
|Вынесение | |Вынесение | |Вынесение | |Вынесение |
|постанов- | |постановле-| |постановле-| |постановления |
|ления о | |ния о | |ния о | |о прекращении |
|назначении| |прекращении| |назначении | |дела об |
|админист- | |дела об | |администра-| |административ-|
|ративного | |администра-| |тивного | |ном |
|наказания | |тивном | |наказания | |правонарушении|
|(п. 1 ч. 1| |правонару- | |(п. 1 ч. 1 | |(п. 2 ч. 1 ст.|
|ст. 29.9 | |шении (п. 2| |ст. 29.9 | |29.9 КоАП РФ) |
|КоАП РФ) | |ч. 1 ст. | |КоАП РФ) | | |
| | |29.9 КоАП | | | | |
| | |РФ) | | | | |
\----------/ \-----------/ \-----------/ \--------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах