Как вести себя во время проверок контролирующих органов
Не секрет, что тактические, а порою - и стратегические, задачи бизнес-субъектов и проверяющих структур не совпадают. Кроме того, нельзя целиком исключить риск злоупотреблений со стороны проверяющих просто в силу их личной неопытности, некомпетентности либо преступных мотивов. Поэтому зачастую проверки сопровождаются конфликтами, а сам процесс - огромным, избыточным стрессом. Отсюда вытекает необходимость морально и организационно готовиться к проверкам, причем это относится как к руководителю и ключевым сотрудникам, которые будут общаться с проверяющими близко и напрямую, так и к остальным работникам. Цель такой оргподготовки - повышение общей безопасности субъекта предпринимательской деятельности.
Система общей безопасности предприятия может быть представлена как совокупность "контуров безопасности". Чем их больше - тем меньше возможностей для незваных визитеров явиться неожиданно.
Поясним это на примере. Обычный забор вокруг офисной территории, с охраной на входе и шлагбаумом - это уже первый контур безопасности, первый барьер на пути нежелательных посетителей. Сквозь этот контур уже может пройти не всякий, хотя и достаточно широкий круг лиц (например, дворники или работники складов, которые находятся на офисной территории).
Второй контур - офисное здание. На входе - охрана и/или секретарь ресепшн. В офис проходит еще более узкий круг лиц с соответствующим допуском.
Третий контур - это те помещения, куда могут попасть только определенные работники. Этого можно достичь сугубо техническими средствами - кодовые или электронные замки и т.п. К таким помещениям относятся бухгалтерия, отдел кадров, договорной отдел, серверная и т.п. в зависимости от особенностей конкретного предприятия.
Следующий контур - это руководство, высший менеджмент предприятия. Войти к ним в кабинет можно только через приемную секретаря. Секретарь, доложив о приходе посетителей, как правило, приглашает их вовсе не в кабинет к начальнику, а в переговорную комнату.
В данном примере рассмотрены четыре контура, а может их быть произвольное количество. Важен принцип, согласно которому первым проверяющих встречает охранник, а далее - по цепочке, в которой руководитель будет замыкающим. Такая организация встречи проверяющих является наиболее рациональной.
Не каждое предприятие может позволить себе такую многоступенчатость. Но к ней надо стремиться.
Субъект малого предпринимательства может не иметь службы охраны, ресепшн и штатного юрисконсульта. Однако дверь с глазком или переговорным устройством (видеодомофоном) может быть везде. Она и будет первым контуром безопасности. Уже на этом рубеже при общении через домофон может быть отказано в допуске на территорию (в зависимости от инструктажа работников и конкретных обстоятельств, например, отсутствия документов на проверку).
В описанной ситуации психологическое преимущество на стороне проверяемых: проверяющие могут общаться (и, следовательно, запугивать, давить и угрожать) только вот с этим глазком в двери или домофоном, а не с живым человеком. Составлять административный протокол просто не на кого. А главное, утерян фактор внезапности.
На данном рубеже охранник не должен самостоятельно принимать решение о допуске или недопуске посетителей. Такое решение может и должен принимать только руководитель или иное уполномоченное лицо. При этом по внутреннему телефону идет оповещение ключевых подразделений и сотрудников. И в случае, если будет команда "пропустить внутрь", у сотрудников предприятия уже будет некоторый запас времени, чтобы подготовиться к проверочным действиям.
Второй контур - стойка охраны или офис-менеджер собственной персоной. Обязательная внимательная и дотошная проверка документов и служебных удостоверений, данные которых переписываются. Регистрация в вахтовой книге, тетради учета посетителей или аналогичной (не путайте с Журналом учета проверок, туда записи вносятся по окончании проверки). Доклад руководителю. И проверяющие пусть находятся у двери или стойки охраны до тех пор, пока руководитель не даст команду допуска. После чего посетителей препровождают в кабинет для переговоров, где им предстоит встреча с руководителем. Все это время их нельзя оставлять одних. Это, с одной стороны, дисциплинирует пришедших. С другой, сигнализирует о высоком уровне организации и порядка на проверяемом предприятии.
Психологический механизм данного явления достаточно прост: в каждой ситуации социального взаимодействия (такой, как выездная проверка) есть ведущий, а есть ведомый. Вам следует всеми способами и средствами стать ведущим, а не ведомым. Если доступ к общению с Вами затруднен по Вашей инициативе, Вашим правилам и вопреки воле оппонентов, то Вы - ведущий, а ведомыми тут становятся проверяющие. Ведь они подчинились Вашей воле! И на подсознательном уровне они чувствуют себя неуверенней. Высокомерие и пренебрежение улетучиваются. Кроме того, часто проверяющие рассчитывают на шоковое состояние при общении, на панику и испуг в глазах проверяемых. Понимая, что этот фактор в данном случае упущен, они теряют контроль над ситуацией. И важно сохранять этот психологический перевес до конца проверки.
Под переговорную комнату рекомендуется отвести отдельный кабинет с самой простой необходимой мебелью, без цветов и прочего декора и без телефонов. Это место, предназначенное не только для деловых встреч. Именно здесь целесообразно устроить проверяющих при длительных проверках. Абсолютно неправильно выделять проверяющим места, скажем, в бухгалтерии. В течение короткого времени между Вашим персоналом и чиновниками завязываются неформальные отношения, которые могут привести к утечке информации. Нужно организовать работу проверяющих так, чтобы они не выходили из переговорной, принося им необходимые документы для изучения. Идеальная схема передвижения и проверяющих, и прочих гостей офиса только одна: вход-охрана-секретарь-переговорная- и обратно.
Во время проверки сотрудникам необходимо ограничить обсуждение рабочих вопросов вне рабочих мест: в коридорах, курилках, столовых. Проверяющие собирают информацию в т.ч. и из таких "случайно подслушанных бесед".
Материально-техническое обеспечение офиса
1. Обязательное наличие электронных замков на помещениях, самых важных для жизнеобеспечения предприятия, таких как бухгалтерия, серверная и аналогичных (в зависимости от специфики). Цель - не допустить внезапного и несанкционированного появления нежеланых лиц в таких ключевых точках.
2. Обязательно наличие сейфов и запирающихся шкафов для документов. Вообще, любые документы не должны находиться в легкодоступных местах, архивные документы лучше хранить вне предприятия. Документы, в которых отпала надобность, должны уничтожаться. Цель - не допустить утечек информации.
3. ПК, на которых работают с жизненно важной информацией, должны быть укомплектованы съемными винчестерами, на которых и должна храниться Ваша важная электронная документация. В минуту тревоги съемный диск может быть для Вашего спокойствия быстро изъят и спрятан в личных вещах. Цель - уберечь данные от внезапного и несанкционированного доступа со стороны визитеров.
4. Офис желательно оборудовать устройствами для аудио- и видеозаписи. У охраны, кроме того, должна быть возможность сфотографировать или сделать копии удостоверения пришедших. Цель - иметь доказательства небезупречных документов и поведения проверяющих.
5. На предприятии должен быть свой, постоянно актуализируемый, телефонный справочник по тем надзорным органам власти, которые могут послать к Вам проверяющих. Справочник в идеале должен содержать и ФИО, и должности руководителей (и замов) этих органов; не говоря уже об адресах и точном наименовании. Желательны также номера "телефонов доверия" отделов по борьбе с коррупцией и все контактные телефоны ваших юристов. Цель - проверка личности и полномочий проверяющих.
6. Целесообразно завести журнал учета посетителей (или иной аналогичный документ, в который заносятся сведения о любых посетителях, включая время и, возможно, иные обстоятельства их прихода) и журнал учета проверок (предусмотренный ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ*(1). Сведения в него заносятся по окончании проверки и не всеми проверяющими). Цель - иметь доказательства продолжительности выездной проверки, а также возможного нарушения процедуры.
Тактика "глухой защиты"
Руководитель должен ясно понимать, что проведение проверки на его предприятии (в особенности сопровождающейся превышением полномочий со стороны проверяющих) вызывает стресс у его сотрудников, рядовых и не только. Стало быть, им придется работать в состоянии длительной стрессовой ситуации, которая ведет к потере самообладания, способности здраво рассуждать и адекватно действовать. Наиболее подходящая тактика для них - тактика "глухой защиты". Эта тактика позволяет минимизировать риск того, что сотрудник невольно навредит себе или предприятию. Тактика "глухой защиты" в общем очень проста - ничего не говорить, ничего не подписывать. Конкретные рекомендации могут выглядеть так:
1. При попытках не санкционированного руководителем общения сотрудник должен потребовать у пришедших их служебные удостоверения и переписать на отдельный лист бумаги все данные. Лист с переписанными данными положить в карман одежды. БЕЗ предъявления служебных удостоверений никакое общение недопустимо. ЕСЛИ удостоверения не предъявляются - немедленно доложить руководителю/на пост охраны. ЕСЛИ удостоверения предъявлены и сразу спрятаны, сослаться на приказ руководителя, служебную инструкцию и прочее: "У меня приказ директора - переписывать данные служебных удостоверений всех посетителей". О ситуации доложить руководителю. ЕСЛИ вошедшие не возражают против переписываний их данных, но интересуются целью этого, ответить: "Удостоверения переписываются для возможной подачи жалобы в прокуратуру или суд".
2. Не отвечать на вопросы, сославшись на ст. 51 Конституции РФ: "Я имею право не отвечать на вопросы". И это действительно так. Право не отвечать на вопросы может быть ограничено только в некоторых случаях (на допросах при производстве по возбужденному уголовному делу). Но, во-первых, такие допросы никогда или практически никогда не проводятся во время проверок. А во-вторых, даже в этом случае можно отказаться от общения до приезда Вашего адвоката (п. 6 ч. 4 ст.56 УПК РФ).
3. Не подписывать никаких документов: "У меня нет полномочий на подпись этого документа, я не буду этого делать". И для рядовых сотрудников это действительно так. В частности, Закон N 294-ФЗ не обязывает их подписывать какие-либо документы и, соответственно, не предполагает никакой ответственности за отказ от подписи.
4. На все вопросы отвечать стандартной репликой: "Я не буду обсуждать это, поскольку за разглашение коммерческой тайны могу быть привлечен к уголовной ответственности. На любые Ваши вопросы ответит наш руководитель".
5. На просьбы (и требования) о выдаче документов, образцов продукции и прочего необходимо вежливо, но твердо отказывать: "Мне не позволяет должностная инструкция это делать без указания моего руководителя" или "Пожалуйста, обратитесь к руководителю, без его разрешения я не компетентен передать вам это".
6. О появлении проверяющих из надзорных органов немедленно докладывать руководителю.
7. Если работник не знает, как поступать и что делать/говорить, лучше не делать ничего: ничего не говорить, ничего не выдавать, ничего не подписывать, никуда не ехать. Не помогать и не препятствовать.
Имеет смысл проводить предупредительную работу - периодически освежать в памяти работников инструкции на случай появления проверяющих, тренировка тактики "глухой защиты". Рядовые сотрудники должны твердо усвоить - на все вопросы любых контролеров всегда отвечает только руководитель. Сотрудники вправе и обязаны молчать.
Причина этому очевидна: фильтр "опасной/безопасной" информации у всех сотрудников настроен по-разному. К тому же все они владеют разными деталями информации. Поэтому их свободное общение с проверяющими может трансформироваться в непреднамеренное выбалтывание информации, не предназначенной для посторонних. Получается, единоличное общение руководителя с проверяющими - это наиболее безопасная стратегия для предприятия в целом.
В той же и еще большей мере это относится к действиями сотрудников во время проверки: всякая самодеятельность и самостоятельное принятие решений недопустимо. Все решения принимает только руководитель. И только он отдает команды и распоряжения, которые выполняются работниками. Находясь на своем рабочем месте, они обязаны подчиняться только руководителю (с которым, между прочим, связаны трудовыми отношениями), а не распоряжениям, исходящих от государственных контролеров. Работники должны демонстрировать своим поведением, что предоставить тот или иной документ, осуществить то или иное действие они могут лишь по поручению своего начальника, а не проверяющего органа.
Подробнее о том, какие документы должны предъявить проверяющие при выездных проверках см.:
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой
Памятка: встречаем проверяющих из пожарного надзора
Памятка: встречаем проверяющих Роспотребнадзора
Памятка: встречаем проверяющих из службы занятости
Памятка: встречаем проверяющих из трудовой инспекции
Памятка: встречаем проверяющих по рекламе из ФАС
Памятка: встречаем проверяющих Росалкогольрегулирования
Памятка: встречаем проверяющих из прокуратуры
Памятка: встречаем проверяющих из Роскомнадзора (проверка в области персональных данных)
Памятка: встречаем проверяющих ПФР и ФСС РФ (проверки за периоды до 2017 года)
________________________________________
*(1) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Руководителю: рекомендации на случай внезапной проверки контролирующими органами
Бухгалтеру: рекомендации на случай внезапной проверки контролирующими органами
Охране: рекомендации на случай внезапной проверки контролирующими органами
Секретарю: рекомендации на случай внезапной проверки контролирующими органами
Сотрудникам организации: рекомендации на случай внезапной проверки контролирующими органами
Как вести себя во время "дружественной" проверки
Формы документов
Приказ о назначении уполномоченного представителя юридического лица при проведении проверки
Доверенность на представление интересов работодателя при проведении проверки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах