Форма и содержание жалобы, подаваемой в вышестоящий орган ПФР и ФСС РФ (по 31 декабря 2016 года)
Порядок обжалования актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц определен в главе 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
При этом Законом N 212-ФЗ, в отличие от НК РФ, не установлены требования к содержанию жалобы, а лишь указано на возможность подачи жалобы в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).
Вместе с тем, требования к составлению жалоб приведены в п. 3 Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ..., утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 (далее - Правила) и продублированы в Административных регламентах по оказанию Фондами соответствующих госуслуг (далее - Регламент ПФР и Регламент ФСС РФ)*(1).
Жалоба должна содержать:
а) наименование органа (территориального органа) Фонда или должностного лица органа, решения, действия или бездействие которых обжалуются;
б) сведения о заявителе:
- наименование юридического лица, сведения о месте его нахождения (для физических лиц - фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства);
- номер (номера) контактного телефона;
- адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
в) сведения об обжалуемых решениях, действиях или бездействии Фонда, территориальных органов Фонда, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием или бездействием Фонда или территориального органа Фонда, его должностного лица.
К жалобе заявителем могут быть приложены обосновывающие ее документы (ч. 2 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).
Жалоба в письменной форме подается в территориальный орган, нарушения которого обжалуются, либо в месте, где заявителем получен результат соответствующей государственной услуги. Жалоба может быть передана лично либо направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.
Жалоба может быть подана через представителя заявителя. В этом случае также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве такого документа может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством РФ доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством РФ доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (п. 4 Правил).
При подаче жалобы в форме электронного документа могут использоваться информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая:
- официальный сайт Фонда, территориальных органов Фонда;
- Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В этом случае подтверждающие документы, прилагаемые к жалобе (в том числе и подтверждающие полномочия представителя), также могут быть оформлены в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью. Идентификация и аутентификация указанных лиц осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации. При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется (ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ, п. 74 Регламента ФСС РФ и п. 68 Регламента ПФР).
С 26 ноября 2015 года жалоба на нарушение Фондами порядка представления государственных услуг в электронном виде может быть подана также посредством портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования. В этом случае сведения о заявителе указываются при регистрации на портале. Поэтому отсутствует необходимость повторять эти же сведения в самой жалобе (пп. "в" п. 6 , пп. "б" п. 3 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1232).
Представление жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ, является основанием для отказа в удовлетворении жалобы Фондом (п. 20 Правил, п. 68 Регламента ПФР). ФСС РФ в этом случае может отказать в приеме жалобы (п. 20 Регламента ФСС РФ).
Кроме того, жалоба может быть оставлена Фондом без ответа в случаях:
а) наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствия возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Такое право предоставлено Фондам Правительством РФ в п. 21 Правил и продублировано в Административных регламентах по оказанию Фондами соответствующих госуслуг.
______________________________
*(1) Приведенные в Правилах требования к жалобе соответствуют требованиям, установленным в ч. 5 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и аналогичны требованиям, предъявляемым в ст. 139.2 НК РФ к содержанию жалоб, подаваемых в вышестоящий налоговый орган.
Требования к содержанию жалоб продублированы, в частности, в следующих Административных регламентах:
- для ФСС РФ - в п. 70 Административного регламента по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, утв. приказом Минтруда России от 27.10.2014 N 801н (далее - Регламент ФСС РФ), а также по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утв. приказом Минтруда России от 18.09.2013 N 467н и др.;
- для ПФР - в п. 64 Административного регламента по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утв. приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н (далее - Регламент ПФР), и других (административный регламент по рассмотрению жалоб органами ПФР в настоящее время не утвержден).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.