Порядок рассмотрения жалобы вышестоящим органом ПФР и ФСС РФ (вышестоящим должностным лицом) и принятия решения по ней (по 31 декабря 2016 года)
Порядок рассмотрения жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящим должностным лицо определен в ст. 56 Закона N 212-ФЗ.
Процедура рассмотрения жалоб конкретизирована в Правилах подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) государственных внебюджетных фондов РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 (далее - Правила) и продублирована во всех Административных регламентах по оказанию Фондами соответствующих госуслуг, в том числе:
- для ФСС РФ - по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, утв. приказом Минтруда России от 27.10.2014 N 801н (далее - Регламент ФСС РФ), по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утв. приказом Минтруда России от 18.09.2013 N 467н и др.;
- для ПФР - по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утв. приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н (далее - Регламент ПФР) и др. (административный регламент по рассмотрению жалоб органами ПФР в настоящее время не утвержден).
Жалоба рассматривается вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящим должностным лицом (ч. 1 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).
Жалобы на решения (в том числе, вынесенные по результатам проведенной проверки), действия или бездействие руководителя территориального отделения Фонда рассматриваются вышестоящим органом Фонда. Жалобы на решения, действия или бездействие должностного лица территориального органа Фонда рассматриваются руководителем территориального органа Фонда (п. 8 Правил, п. 69 Регламента ПФР, п. 75 Регламента ФСС РФ).
Присутствие подателя жалобы при ее рассмотрении Фондом не предусмотрено ни Законом N 212-ФЗ, ни Правилами.
Законом N 212-ФЗ не установлены возможность и основания для оставления Фондами жалобы без рассмотрения, как это предусмотрено ст. 139.1 НК РФ при обжаловании актов, действий и бездействия налоговых органов.
Вместе с тем Правительством РФ в п.п. 20-21 Правил Фондам предоставлено право оставить жалобу без ответа или отказать в удовлетворении жалобы.
Оставить жалобу без ответа Фонды вправе в следующих случаях:
а) наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствия возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Фонды отказывают в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ. По этому основанию (в том числе, при несоблюдении установленных условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ) ФСС РФ откажет в приеме жалобы (см. п. 20 Регламента ФСС РФ);
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Указанные положения продублированы в Административных регламентах по оказанию Фондами соответствующих госуслуг.
Согласно ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ по итогам рассмотрения жалобы на решение или иной акт органа Фонда вышестоящий орган Фонда (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;
3) отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;
4) изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.
Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширению.
В случае отмены или изменения решения, вышестоящий орган должен вынести новое решение по существу или прекратить производство по делу о правонарушении. Как указывают суды, в рамках рассмотрения жалобы на акт нижестоящего органа Фонда, вышестоящий орган Фонда не вправе, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган Фонда. Не предусмотрено Законом N 212-ФЗ и право нижестоящего органа Фонда по результатам рассмотрения вышестоящим органом жалобы проводить новую проверку и выносить новое решение о повторном привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 N Ф02-483/13, от 21.02.2013 N Ф02-129/13).
Решение вышестоящего органа Фонда (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Фонда для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 рабочих дней (ч. 3 ст. 56, ч. 6 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня ее регистрации в уполномоченном на ее рассмотрение органе (п. 10 Правил).
О принятом решении Фонд обязан сообщить подателю жалобы в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня его принятия (ч. 3 ст. 56, ч. 6 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Ответ по жалобе подписывается уполномоченным должностным лицом Фонда.
Если жалоба была подана в форме электронного документа, решение в отношении жалобы также готовится в форме электронного документа. В этом случае решение направляется подателю жалобы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, способом, обеспечивающим подтверждение получения решения (ч. 5 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).
В отличие от НК РФ положения Закона N 212-ФЗ не требует обязательного досудебного урегулирования споров с Фондами в вышестоящем органе. В силу прямой нормы ч. 2 ст. 54 Закона N 212-ФЗ подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд:
- организациями и индивидуальными предпринимателями - в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ;
- физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - в суд общей юрисдикции (ч.ч. 1-2 ст. 54 Закона N 212-ФЗ).
При этом сроки на обращение в суд, установленные в ч. 4 ст. 198 АПК РФ и ч. 1 ст. 219 КАС РФ, те же - в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.