Полицейские проверки
Такого юридического термина, как "полицейские проверки", не существует. Вне правового поля под ним понимают разнообразные мероприятия, которые полиция проводит в отношении организаций и ИП, если эти мероприятия имеют хоть сколько-нибудь проверочный характер. При этом законодательство содержит немало разных поводов для визита полицейских. И по каждому из этих поводов проверочные мероприятия будут отличаться - и по срокам, и по характеру, по оформлению, способам обжалования и т.п. В связи с этим написание одного материала по полицейским проверкам "вообще" невозможно. Тем не менее, все законные поводы для появления полицейских на Вашем пороге можно свести к нескольким группам - в зависимости от того, главного, федерального закона, которым полицейские будут руководствоваться при проведении своего мероприятия.
Кроме того, существуют и некоторые общие черты, характерные для любых "полицейских проверок".
Самое главное - на "полицейские проверки" совершенно не распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ*(1). На это указывает сам закон: его положения не применяются при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), производстве дознания, проведении предварительного следствия, при проведении административного расследования (п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 1 Закона 294-ФЗ). Следовательно, информация об этих проверках не появится в Едином реестре проверок и им не присваивается учетный номер указанного реестра.
Следовательно, все эти визиты полицейских (условно назовем их проверками) не могут быть заранее Вами спрогнозированы даже при должной осмотрительности и добросовестности*(2). Все они априори внеплановые.
На полицейские проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.
Далее, полиция не обязана заранее уведомлять о своем скором появлении (а во многих случаях и вовсе должна до поры действовать скрытно). Более того, не всегда полицейские и на входе предъявляют свои удостоверения, предупреждая о своих намерениях. Иногда они проходят на предприятие, в офис и т.д. под видом курьеров, клиентов или посетителей. И уже когда разговор с таким "посетителем" не клеится по обычному сценарию, сотрудники проверяемой фирмы с ошеломлением узнают, что перед ними полицейский. Эффект внезапности, как правило, оглушает и парализует сотрудников проверяемой организации, и полицейские вовсю пользуются психологическим преимуществом. К сожалению, противодействовать этому можно только путем ужесточения проходного режима в организации.
Действия полиции не подлежат согласованию с прокуратурой. Зато для проведения некоторых полицейских мероприятий необходимо судебное решение.
Наконец, проведение "полицейской проверки" - это повод для получения квалифицированной юридической консультации. Особенно это касается индивидуальных предпринимателей и небольших фирм: "своими силами", как при иной проверке, здесь не обойтись, потому что может возникнуть срочная необходимость принимать важные процессуальные решения. Да и обжалование действий полиции (во многих случаях) предполагает достаточно сложную процедуру и проработанную доказательственную базу.
Количество конкретных поводов к проверке достаточно велико. Однако все они, в конечном итоге, сводятся к четырем типам действий:
1. деятельность в рамках уголовного процесса (то есть раскрытие преступлений, предусмотренных УК РФ, в рамках возбужденного уголовного дела),
2. деятельность в рамках оперативно-разыскной деятельности, или ОРД (которая, по идее, тоже должна обслуживать исключительно уголовный процесс),
3. деятельность в рамках доследственной проверки сообщения о преступлении (это "стык" уголовного процесса и ОРД),
4. деятельность в рамках административного процесса (пресечение и наказание за проступки, предусмотренные КоАП РФ и аналогичными законами субъектов РФ).
Из этих четырех первый и последний виды деятельности регламентированы УПК РФ и КоАП РФ, сопровождается составлением процессуальных документов установленный формы и вообще всякими проволочками. У каждого действующего лица тут есть свой статус, свои права и обязанности, с которыми они, как правило, должны быть и ознакомлены. На этом поле действия полиции могут быть (и должны быть) проконтролированы заинтересованными субъектами, и здесь имеется возможность для эффективного обжалования нарушений.
Что же касается оперативно-разыскной деятельности, то таковую в принципе нельзя формализовать (а потому эффективно обжаловать). Эта деятельность есть не что иное, как быстрое, даже мгновенное, реагирование власти на непосредственные угрозы. Если полицейский, условно, видит драку, он вмешивается тут же, не дожидаясь указания сверху, без оформления рапорта и спецдонесения. Такая быстрота является необходимой в борьбе с преступностью, и, конечно, она легализована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). А ее теневой стороной и является превышение полномочий или использование их не по назначению. Однако правовых средств борьбы с этим явлением крайне мало - потому что широкие возможности для обжалования оперативно-разыскной деятельности выбивали бы почву из-под ног и "хороших" правоохранителей, чего государство допустить не может. Тем не менее, требовать соблюдения режима законности необходимо и от полицейских.
Как узнать в рамках какого вида деятельности к вам пришла полиция? Очень просто - их нужно прямо об этом спросить. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) при обращении к гражданину полицейский обязан представиться (то есть назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение), после чего сообщить причину и цель обращения. Если из услышанного Вы не уяснили причину и цель визита, обязательно переспросите, просите объяснить Вам подробнее и понятнее. Согласно части 5 упомянутой статьи Закона о полиции, полицейский обязан внимательно Вас выслушать и "принять соответствующие меры в пределах своих полномочий" (то есть дать пояснения) либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Удобнее всего сразу уточнить у полицейских, на основании какого правого акта проводится (будет проводиться) полицейское мероприятие: на основании КОАП РФ, на основании УПК РФ или же на основании Закона об ОРД? После уяснения этого ключевого момента Вы можете с помощью таблицы обнаружить и вполне конкретную причину для визита полицейских.
Закон об ОРД (и п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции) | КоАП РФ (и п. 11 ч. 1 ст. 12, п.п. 4, 5, 8, 16 ч. 1 ст 13 Закона о полиции) | УПК РФ (и п. 9 ч. 1 ст. 12, п.п. 4, 5, 9 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции) | УПК РФ и Закон об ОРД - Проверка заявлений о преступлении (ст.ст. 144-145 УПК и п. 9 ч. 1 ст. 12, п.п. 4, 5, 9 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции) |
ОРМ Опрос (п. 1 ч. 1 ст 6 Закона об ОРД) См. подробнее | Составление протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ) Отбирание объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 26.3 КоАП РФ) См. подробнее | Допрос, очная ставка (ст.ст. 187-192 УПК РФ) | Получение объяснений (ст. 144 УПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) |
ОРМ Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) См. подробнее | Осмотр места административного правонарушения, личный досмотр (ст.ст 27.7 - 27.9 КоАП РФ) См. подробнее | Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов (ст.ст. 176 - 177 УПК РФ) | Осмотр места происшествия, документов, предметов (ст. 144 УПК РФ) |
ОРМ Проверочная закупка (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) См. подробнее | Изъятие предметов, документов и ценностей (ст. 27.10 КоАП РФ) См. подробнее | Обыск и личный обыск (ст.ст. 182, 184 УПК РФ) | Требование производства документальных проверок, ревизий (ст. 144 УПК РФ) |
ОРМ Сбор образцов для сравнительного исследования (п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) См. подробнее | Взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ) См. подробнее | Получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ) | Получение образцов для сравнительного исследования (ст. 144 УПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) |
ОРМ Исследование предметов и документов (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) | Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ) | Назначение судебной экспертизы (ст.ст. 195-207 УПК РФ) | Назначение судебной экспертизы (ст. 144 УПК РФ) Исследований документов, предметов (ст. 144 УПК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) |
Изъятие документов, предметов, материалов и сообщений (ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД) См. подробнее | Приобщение вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ) | Выемка (ст.ст. 183, 185 УПК РФ) | Изъятие документов и предметов (ст. 144 УПК РФ) |
ОРМ Наведение справок (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) См. подробнее | Истребование сведений по делу (ст. 26.10 КоАП РФ) | Контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ) | Истребование документов и предметов (ст. 144 УПК РФ) |
Иные ОРМ, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД | Иные мероприятия, предусмотренные КоАП РФ | Следственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ) и иные следственные действия | Выдача полиции обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ст. 144 УПК РФ, ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) |
______________________________
*(1) Нужно отметить, что ряд специфических проверок, напротив, проходит именно по нормам Закона N 294-ФЗ, например, проверка в рамках контроля за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в РФ (см. приказ МВД РФ от 18.06.2012 N 589), проверки в области оборота оружия (см. приказ МВД РФ от 29.06.2012 N 646). Однако об этих проверках речь далее не пойдет
*(2) При удачных обстоятельствах можно получить косвенные данные о том, что полиция испытывает интерес к Вашей организации, от контрагентов (если полицейские являлись к ним или присылали соответствующие запросы) или сотрудников (их могли вызвать в полицию для получения опроса). Специалисты в области полицейских проверок советуют также с вниманием отнестись к угрозам своих бывших работников (особенно если расстались "по-плохому") и проискам конкурентов. Ну и, разумеется, активное участие в нелегальных и полулегальных хозяйственных схемах также повышает риск внезапного появления полиции на пороге
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Основания для проведения полицией оперативно-разыскных мероприятий
Участие полиции в производстве по делам об административных правонарушениях
Как взыскивать убытки, причиненные незаконными действиями полиции
Обжалование действий полиции, связанных с проведением оперативно-разыскных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах