Изъятие документов с грифом "коммерческая тайна" при проведении полицией обследования помещений в качестве оперативно-разыскного мероприятия
Проведение обследование помещений в качестве оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ), как правило, сопровождается изъятием предметов и документов. Вправе ли полицейские изымать на основании одного лишь Распоряжения о проведении обследования документы, в которых содержатся сведения, отнесенные к коммерческой тайне? В настоящий момент этот вопрос является дискуссионным.
Согласно одной точки зрения, такие действия недопустимы и сотрудники полиции не вправе изымать документы, содержащие коммерческую тайну, если у них нет на то соответствующего разрешения суда. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 183 УПК РФ выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения. Почему же на изъятие документов в рамках оперативно-разыскного мероприятия может распространяться требование УПК РФ?
Во-первых, по аналогии закона: поскольку Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) не содержит статьи, регламентирующей вопрос о необходимости вынесения судебного решения о производстве ОРМ в банке и изъятие там предметов и документов, содержащих банковскую тайну, то судом правильно применен по аналогии п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, наиболее полно и детально регулирующий вопрос изъятия предметов и документов, содержащих банковскую тайну (определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011).
Во-вторых, потому что на это указывает системное толкование следующих нормативно-правовых актов в их взаимосвязи: Закона об ОРД, Закона о полиции, УПК РФ.
При этом согласно пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 во взаимосвязи со статьями 1, 2, 8 (часть вторая) и 10 Закона об ОРД вытекает, что под противоправным деянием данный Закон подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление. Статья 2 Закона об ОРД под задачами оперативно-разыскной деятельности понимает выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД при решении задач оперативно-разыскной деятельности полиция имеет право проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Результаты оперативно-разыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (абз. 2 ст. 11 Закона об ОРД). В силу ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-разыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам указанным Кодексом. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. К иной охраняемой федеральным законом тайне в том числе относится коммерческая тайна, охраняемая Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Таким образом, системное толкование данных нормативно-правовых актов в их взаимосвязи указывает на то, что оперативно-разыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступления, должны соответствовать требованиям уголовно-процессуального законодательства (а в других целях заниматься оперативно-разыскной деятельностью запрещено). В частности, изъятие документов с коммерческой тайной без судебного решения недопустимо. По данному вопросу в стране наработана положительная судебная практика: определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011, кассационное определение СК по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 16.05.2012 по делу N 22к-2294/2012.
При этом документы со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне, должны быть соответствующим образом помечены, и храниться таким образом, чтобы доступ к ней третьим лицам был затруднен. В противном случае изъятие документов, даже поименованных в перечне сведений, составляющих коммерческую тайну конкретной организации, суд признает законным (решение Володарского районного суда г. Брянска от 15.11.2011 по делу N 2-1878/11).
Необходимо также внести в протокол изъятия замечания об изъятии документов, составляющих коммерческую тайну (кассационное определение СК по уголовным делам Кемеровского областного суда от 21.04.2011 по делу N 22К-1739).
Сторонники второй точки зрения исходят из того, что оперативно-разыскное законодательство не требует судебного решения для изъятия документов, содержащих коммерческую тайну. В силу этого суд не обращает достаточного внимания на доводы обследованных лиц о неправомерном изъятии у них таких документов (апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 11.11.2014 по делу N 22-6526/14, кассационное определение СК по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 21.08.2012 по делу N 22-321, решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 07.03.2013, кассационное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 06.04.2011 по делу N 33-495, решение Агинского районного суда Забайкальского края от 02.02.2011), либо ограничивается общим указанием на то, что оперативно-разыскным мероприятием не был нарушен Федеральный закон "О коммерческой тайне", поскольку действия сотрудников внутренних дел были совершены в рамках своей компетенции и в пределах, предоставленных действующим законодательством (кассационное определение СК по уголовным делам Кемеровского областного суда от 21.04.2011 по делу N 22К-1739).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах