Обследование полицией жилых помещений (как оперативно-разыскное мероприятие)
Оперативно-разыскного мероприятие (далее - ОРМ) Обследование жилых помещений (оно может также называться ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" с проникновением в жилое помещение) похоже на ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", однако предусматривает некоторые дополнительные гарантии.
Связаны они с особым статусом жилища и вытекают из ст. 25 Конституции РФ, которая провозглашает неприкосновенность жилища и запрещает проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на основании судебного решения (см. также ст. 12 УПК РФ, ч. 3 ст. 3 ЖК РФ).
ОРМ Обследование жилых помещений сравнительно редко используется полицией в отношении субъектов предпринимательства (по очевидным причинам), но такие случаи все же имеют место. Если ОРМ проводится в квартире, которая используется только в качестве офиса, полиция может обойтись и без судебного решения (см. решение Центрального районного суда г. Челябинска Челябинской области от 15.01.2014 по делу N 2-101/2014, оставленное без изменения Апелляционным определением СК по административным делам Челябинского областного суда от 15.05.2014 по делу N 11-4530/2014). Интересно, что данные о том, что квартира не обладает признаками жилища, судьи почерпнули из протокола ее же обследования!
Проведение ОРМ Обследование жилища подчиняется общим требованиям Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) и Закона о полиции (ст. 15). Положения Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 N 199, не применяются (см. п. 1).
Необходимо отметить, что основания для проведения ОРМ Обследования жилого помещения - это специальные основания, не совпадающие с общими основаниями для проведения ОРМ, указанными в ст. 7 Закона об ОРД. Основаниями для ОРМ в жилище могут быть только следующие сведения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД):
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.
О проведении данного ОРМ сотрудник полиции обращается в районный суд с мотивированным ходатайством, в котором содержатся основания для проведения ОРМ, адрес и данные владельца указанного жилого помещения. Ходатайство рассматривается единолично судьей в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ, без уведомления владельца жилья*(1). Рассмотрев материалы ходатайства, суд выносит постановление о разрешении производства данного ОРМ (или об отказе). В постановлении указывается срок его действия (включительно до указанной судом даты).
В связи с тем, что при вынесении постановления суд проверяет основания для осуществления ОРМ, последующее обжалование действий полиции по тому же основанию практически невозможно: основания ОРМ в жилище были предметом рассмотрения судьи при разрешении ходатайства о даче санкции на проведение обследования жилого помещения, в связи с чем не могут быть предметом повторного судебного контроля по данному делу (решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 15.07.2011 по делу N 2-3295/2011).
На основании выданного судом решения и проводится ОРМ Обследование жилых помещений.
Перед тем как войти в жилое помещение, полиция обязана уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения (п. 1 ч. 5 ст. 15 Закона о полиции). Если сотрудники полиции предъявляют удостоверения и судебное решение, их целесообразно добровольно*(2) впустить внутрь, поскольку в противном случае полиция вправе при необходимости взломать двери и иные запирающие устройства (ч. 4 ст. 15 Закона о полиции), хотя и должна стремиться к минимизации причиняемого вреда (ч. 3 ст. 19 Закона о полиции).
Но даже ворвавшись внутрь силой, сотрудники полиции обязаны вести себя корректно и вежливо (п. 2 ч. 5 ст. 15 Закона о полиции). Кроме того, в этом случае полиция обязана письменно известить прокуратуру в течение суток после проникновения в жилое помещение (ч. 7 ст. 15 Закона о полиции).
Если обследование проведено в отсутствие собственника жилого помещения, а также проживающих в нем граждан, то собственник и (или) жильцы должны быть извещены об обследовании не позднее суток с момента проникновения (ч. 6 ст. 15 Закона о полиции).
Если при проникновении в жилое помещение были взломаны двери, полиция обязана принять меры по охране жилья от посторонних лиц (ч. 8 ст. 15 Закона о полиции), однако лишь до появления собственника или жильцов (Апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 04 октября 2013 г. по делу N 33-2620/2013).
Об обследовании жилого помещения полицейские могут составить документ произвольной формы, например Акт обследования или Акт осмотра (законом данная обязанность не установлена). Однако если в процессе обследования полицейские изымают хоть что-то, то об этом изъятии они обязаны оформить протокол (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Такой протокол составляется именно об изъятии, а не об обследовании! Протокол изъятия оформляется по правилам ст. 166 УПК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Учитывая, что ни Закон об ОРД, ни Закон о полиции не требует обязательного участия понятых при изъятии документов и предметов в ходе ОРМ Обследование жилого помещения, приходится признать, что их приглашение зависит от усмотрения сотрудника полиции (ч. 2 ст. 170 УПК РФ).
В каких случаях полицейские вправе провести данное ОРМ без судебного решения?
Это разрешается исключительно в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. В этих обстоятельствах руководитель органа полиции вправе принять постановление о проведении ОРМ, а сотрудники полиции приступить к его осуществлению. Однако в течение суток с момента начала проведения ОРМ полиция обязана известить об этом суд, а в течение 48 часов с момента начала ОРМ полиция либо получает судебное решение о проведении обследования жилого помещения, либо прекращает таковое (ч. 3 ст. 8 Закон об ОРД).
Закон о полиции дополнительно разрешает полиции входить в жилые помещения против воли находящихся там лиц и без судебного решения в следующих обстоятельствах (ч. 3 ст. 15):
- для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
- для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- для пресечения преступления;
- для установления обстоятельств несчастного случая.
Однако указанные случаи - это основания именно для проникновения внутрь, а не для производства ОРМ. Кроме того, это исключительно редкие обстоятельства в жизни среднестатистического офиса.
______________________________
*(1) Владелец вправе оспорить вынесенное постановление впоследствии (см., например, апелляционное постановление Московского областного суда от 21.10.2014 по делу N 22к-6339, кассационное определение СК по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан от 16.06.2011)
*(2) Является ли отказ лиц, находящихся в жилом помещении, впустить полицию внутрь для проведения обследования правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей)? Полагаем, что нет. Судебной практики по вопросу не обнаружено. А вот "несдержанное" поведение этих лиц в процессе ОРМ является правонарушением (постановление Корсаковского городского суда Сахалинской области от 04.06.2014 по делу N 5-97/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах