Как вести себя при опросе сотрудником полиции
Несмотря на то что процессуального значения опрос не имеет и, скорее всего, не будет использоваться в уголовном деле в качестве доказательств, к нему стоит отнестись серьезно. Необходимо учесть, что сама по себе необходимость общаться с представителем власти (зачастую внезапно, без предупреждения, а то и в присутствии людей в масках и с автоматами) вызывает сильнейший стресс: волнение, сердцебиение, путаницу в мыслях. Сотрудники полиции (многие из которых вполне профессионально умеют "разговорить" самого нелюдимого человека) отлично понимают это. Кроме того, они прибегают к разного рода уловкам: нарочно недоговаривают фразы, многозначительно молчат, явно или открыто угрожают, после чего могут, наоборот, "смягчиться": мол, чего вы боитесь, вы человек маленький, от вас тут ничего не зависит, и вообще вы ни при чем, вам ничего и не будет, вы только расскажите... Опытный оперативник владеет богатым набором таких приемов и провокаций.
И, разумеется, в отличие от допроса по уголовному делу (ч. 2 ст.189 УПК РФ), на опросе сотрудник полиции может задавать наводящие вопросы.
Таким образом, опрос (особенно проводимый грамотно) может стать серьезным испытанием для неискушенного человека. Поэтому хорошей подмогой может стать участие в опросе Вашего (или корпоративного) адвоката. Он сможет и приободрить, и подсказать, как и в насколько подробно стоит отвечать на тот или иной вопрос. Кроме того, присутствие адвоката дисциплинирует и самого полицейского.
Если же квалифицированной помощи ждать не приходится, профессионалы рекомендуют следовать нижеследующим правилам:
1. Не паникуйте. Слезы и истерики тут абсолютно исключены. Остановите панику, если она появилась, выпейте воды, примите таблетку успокоительного. В конце концов, опрос - это даже не допрос, а так, беседа.
2. Держите себя с достоинством. Не позволяйте сотрудникам полиции Вам "тыкать", со своей стороны проявляйте вежливость и сдержанность.
3. Сами ничего не рассказывайте, не подсказывайте, не уточняйте, не проявляйте инициативу. Можно только ответить на вопрос.
4. Не торопитесь. В особенности не отвечайте на вопрос сразу.
5. Каждый заданный Вам вопрос повторите вслух. Во-первых, так Вы его правильнее поймете, а во-вторых, это выигрыш во времени.
6. Будьте готовы к неожиданным и неприятным вопросам. Помните, что в стрессовых условиях быстро определить, какой ответ будет наилучшим, может только очень опытный юрист (который, впрочем, как раз откажется говорить что бы то ни было существенное). Поэтому на вопросы полицейского следует отвечать по принципу - "я ничего не знаю", а в отношении вещей, которые Вы заведомо не можете не знать - "я не помню, я забыл" (это не относится к Вашим паспортным данным).
Вы не уверены и не знаете, как лучше ответить на вопрос - "Это оттиск печати Вашей организации?" Можно ответить следующим образом: "Похожа на нашу печать, но я не эксперт, точно сказать не могу".
Любое Ваше поведение на опросе (передача недостоверных сведений, заведомой лжи или несообщение каких бы то ни было сведений) никак не может быть наказано.
Ответственность за дачу ложных показаний и ответственность за отказ от дачи показаний возможны только при допросе по уголовному делу (ч. 8 ст. 56 УПК РФ, ст.ст. 307, 308 УК РФ) либо при составлении протокола об административном правонарушении, протокола рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 17.9, ч. 6 ст. 25.6, ст. 26.3 КоАП РФ). Ответственности за ложь или умалчивание при опросе законодательство РФ не содержит.
Тема
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах