Полицейский опрос
Проведение полицией оперативно-разыскного мероприятия "опрос" - это еще один из поводов появиться на предприятии "в гостях". В целом это мероприятие малоинформативно, однако его проведение не обставлено организационными затратами (в частности, по сравнению с обследованием помещений: не нужно собирать предварительные оперативные данные, которые затем представлять начальнику в обоснование данного оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ), затем издавать распоряжение, регистрировать его и т.п.). Поэтому иногда полиция прибегает и к такому предлогу, чтобы войти в офис.
В таком случае сотрудник (их может быть несколько) внезапно и без предупреждения появляется на пороге фирмы, требуя пропустить его внутрь с целью проведения опроса сотрудников.
Что это такое?
Опрос - это метод сбора первоначальной информации о признаках преступления со слов опрашиваемого лица, которое реально или предположительно обладает ею (так говорит учебник для полицейских). В ходе опроса выясняется наличие или отсутствие признаков состава преступления.
Следовательно, опрос - это такая специальная беседа сотрудника полиции (или иного ведомства, имеющего право на проведение ОРМ) с гражданином, который может что-то знать о неких преступных фактах. Указанная беседа - опрос - не имеет процессуального значения, в отличие от допроса (ст.ст. 187-191 УПК РФ) и показаний по возбужденному по КоАП РФ административному делу (ст. 26.3 КоАП РФ). Поэтому опрос организуется и проводится одинаково, будет ли опрашиваться предполагаемый свидетель, потерпевший или преступник.
Можно ли проводить опрос "просто так"?
Опрос является оперативно-разыскным мероприятием (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", далее - Закон об ОРД). Следовательно, проводить опрос можно исключительно в тех случаях, когда данное ОРМ необходимо для выяснения обстоятельств преступления. Проведение ОРМ для установления события административного правонарушения противоречит закону (см. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О).
Тем не менее основания для проведения данного ОРМ могут остаться Вам неведомы. Опрашиваемому лицу сотрудник полиции не обязан и потому не сообщит конкретные сведения, которые послужили основанием для проведения ОРМ (скорее всего, полицейский ограничится туманной формулировкой - "имеются оперативные данные"). К сожалению, нам не удалось найти судебного решения, которым такое поведение признавалось бы незаконным (кассационное определение СК по уголовным делам Нижегородского областного суда от 17.07.2012 по делу N 22-5022; похожие дела прекращались судом - см., например, апелляционное определение СК по административным делам Воронежского областного суда от 14.10.2014 по делу N 33-5450, постановление Ставропольского краевого суда от 30.10.2013 по делу N 22к-5445/13).
Какие документы должны быть у полицейского?
Право сотрудников полиции на проведение опроса предусмотрено п.п. 3 и 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции). В частности, полиция вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, а также получать необходимые объяснения по любым своим делам, материалам, заявлениям и сообщениям, а также вызывать к себе граждан и должностных лиц по тем же делам и материалам.
Для совершения опроса полицейскому не нужны ни судебное решение, ни какие-то иные документы. В принципе, для начала опроса ему достаточно только предъявить служебное удостоверение и устно распорядиться о проведении опроса.
Однако нужно понимать, что не всякий полицейский допускается к оперативно-разыскной деятельности и вправе ею заниматься. Перечень подразделений МВД, уполномоченных на ОРД с указанием конкретных разрешенных ОРМ, приводится в приложении к приказу МВД РФ от 19.06.2012 N 608. Так, например, сотрудникам подразделения по обеспечению взаимодействия с Интерполом не может быть поручено проведение обследования (это было бы незаконно). Сотрудники Центров по исполнению административного законодательства межмуниципальных отделов МВД не вправе заниматься ОРД вовсе (постановление Второго ААС от 31.05.2012 N 02АП-2610/12).
Может ли полиция в процессе проведения опроса или сразу после него провести изъятие документов?
У полиции действительно есть такое право: согласно п. 1 ст. 15 Закона об ОРД полиция вправе произвести изъятие документов, предметов, материалов и сообщений при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Следовательно, никаких специальных документов (например, распоряжения) при осуществлении изъятия во время опроса полиция предъявлять (и вообще иметь) не обязана. Изъятие в таком случае осуществляется по общим правилам п. 1 ст. 15 Закона об ОРД с составлением протокола об изъятии предметов и документов согласно ст. 166 УПК РФ.
Однако по экономическим делам, как правило, полиция не прибегает к такому непривычному способу изъятия. Это связано с тем, что полиция безоговорочно вправе (и обязана - см. п. 37 ст. 12 Закон о полиции) изымать только документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные (например, оружие, наркотики, фальшивые деньги). Такие предметы в офисе, как правило, не валяются. Что же до обычных документов, то их нужно сначала разыскать. А вот походить по офису и посмотреть, что за документы на столах и в столах у сотрудников, полиция (в рамках опроса) не вправе - это уже явно действия по обследованию, на которое требуется специальное Распоряжение. Следовательно, действия полицейских в такой ситуации могут быть признаны незаконными.
Можно ли наотрез отказаться от проведения опроса?
По общему правилу, не предусмотрено применение каких-либо мер принуждения при оперативной проверке информации о преступлении. Такое принуждение возможно только по уголовному делу при производстве следственных действий, к которым ОРМ не относится.
Несмотря на это, немотивированный отказ от участия в опросе может быть расценен полицейским как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.3 КоАП РФ. По данному факту полицейский может составить протокол и передать материалы на рассмотрение мировому судье. Наказание - штраф до 1000 рублей или арест до 15 суток. Мировые суды, как правило, занимают позицию органов ОРД (постановления Собинского городского суда Владимирской области от 13.05.2014 по делу N 5-185/2014, Курганского областного суда по делу N 4А-77/2013, Абазинского районного суда Республики Хакасия от 24.05.2013, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 02.11.2012, постановление Александровского городского суда Пермского края от 30.09.2013).
Поэтому лучше в опросе все-таки поучаствовать. Конечно, если есть уважительные причины для неучастия в опросе - например, недомогание, подтвержденное больничным листом или справкой от врача, или другие важные причины, то об этом нужно сообщить сотруднику полиции.
Другое дело, что в процессе этого самого опроса (т.е. не отказываясь от его проведения) Вы вправе ничего не говорить. По причине применения ст. 51 Конституции РФ, забывчивости, плохого самочувствия, или потому, что запрашиваемая информация является коммерческой тайной, и выдавать ее Вы не вправе.
Любое Ваше поведение на опросе (передача недостоверных сведений, заведомой лжи или несообщение каких бы то ни было сведений) никак не может быть наказана. Ответственность за дачу ложных показаний и ответственность за отказ от дачи показаний возможны только при допросе по уголовному делу (ч. 8 ст. 56 УПК РФ, ст.ст. 307, 308 УК РФ) либо при составлении протокола об административном правонарушении, протокола рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 17.9, ч. 6 ст. 25.6, ст. 26.3 КоАП РФ). Ответственности за ложь или умалчивание при опросе законодательство РФ не содержит.
Участие адвоката
Закон об ОРД не предусматривает (но и не запрещает!) участие адвоката в оперативно-разыскных мероприятиях. Сами полицейские, по понятным причинам, не любят присутствия адвокатов и всячески стараются избежать такой компании. Однако на данную тему принято несколько определений Конституционного Суда РФ, в которых вполне четко сформулирована его позиция (определения от 20.12.2005 N 473-О, от 09.06.2005 N 327-О, от 15.11.2007 N 924-О-О): если выступающее в официальном качестве должностное лицо в ходе оперативно-разыскного мероприятия, осуществляемого в отношении гражданина, проводит его опрос, направленный на выявление фактов и обстоятельств, уличающих данного гражданина в совершении преступления, то с этого момента непосредственно действует ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (она гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи). Следовательно, участие адвоката в опросе (если этого хочет и об этом просит сам опрошенный) является законным и не может быть воспрещено.
Участие адвоката в любом ОРМ может иметь огромное значение еще и потому, что проводить ОРМ в отношении адвоката полицейские могут только по судебному решению (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). А это значит, что приехавший на ОРМ адвокат (в отличие даже от штатного юрисконсульта) не может быть сам подвергнут опросу, обследованию и т.п.
Какой документ о проведении опроса должен составить сотрудник полиции?
Закон об ОРД не содержит указаний на этот счет. Поэтому полицейские оформляют опрос, как говорится, "кто во что горазд": бывают акты опроса, акты отбора объяснений, собственно объяснения и опросы, иногда составляется странный документ "протокол опроса". Бывает и так, что никакого документа с участием опрашиваемого вовсе не оформляется, а сотрудник полиции сам пишет об опросе рапорт на имя своего руководителя (обычно в случаях, когда ничего интересного выяснить не удалось). Таким образом, название, реквизиты и иные формальные параметры такого документа не имеют принципиального значения, потому что опрос как результат ОРМ не может использоваться в качестве доказательства по уголовному делу (ст. 89 УПК РФ). Впрочем, в одном из дел суд признал незаконными действия сотрудника полиции, который в том числе оформил опрос актом объяснения (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.04.2013 по делу N 33-7069/2013).
Закон об ОРД не предписывает напоминать опрашиваемому лицу о ст. 51 Конституции РФ (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).
Поэтому полицейские практически никогда этого не делают. Однако если опрос приобретает процессуальное значение, то есть используется в уголовном деле как доказательство, суды, как правило, требуют, чтобы опрашиваемому была разъяснена ст. 51 Конституции РФ, как и право воспользоваться услугами адвоката. В противном случае опрос исключается из доказательственной базы на основании ч. 2 ст. 75 УПК РФ (апелляционное определение СК по уголовным делам Ульяновского областного суда от 28.01.2015 по делу N 22-79/2015, приговор Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.09.2013 по делу N 1-97/2013, приговор Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 17.07.2013, приговор Предгорного районного суда Ставропольского края от 10.06.2014 по делу N 1-113/14, кассационное определение СК по уголовным делам Свердловского областного суда по делу N 22-6476/2012, кассационное определение СК по уголовным делам Магаданского областного суда от 06.07.2012 по делу N 22-482/2012), а действия сотрудника полиции могут быть признаны незаконными (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.04.2013 по делу N 33-7069/2013).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах