Как вести себя во время обследования полицией помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
1. В первую очередь нужно попросить полицейских предъявить удостоверения и, главное, распоряжение на проведение обследования. В нем должно быть указано наименование проверяемой компании, ее адрес, адрес проведения обследования, а также состав проверяющей группы.
Но даже если такие документы Вам не предъявлены, оказывать физическое сопротивление сотрудникам полиции нельзя - во-первых, в данном случае очень высок риск тюремного заключения (см. ст. 318 УК РФ); а во-вторых, сотрудник полиции ведь может в ответ применить физическую силу к вам - ему за это ничего не будет. Смиритесь сейчас, а нарушения процедуры будете обжаловать в дальнейшем.
Если полицейский применил физическую силу, оружие, спецсредства (не имеет значения, правомерно или нет), наиболее целесообразно упасть и не вставать, а окружающим добиваться вызова скорой помощи.
2. Необходимо организовать присутствие сотрудников (назовем их сопроводителями), которые специально подготовлены к общению с полицейскими. Готовить к такому общению весь трудовой коллектив нецелесообразно, да и невозможно это. Достаточно обучить пару-тройку стрессоустойчивых сотрудников, которые будут владеть тактикой поведения во время проверки. Они, сопроводители, должны принять на себя "основной удар" - постоянно находиться рядом с полицейскими, давать (или не давать) пояснения и т.п. Любые обращения сотрудников полиции к работникам обследуемой организации должны перенаправляться к этим сопроводителям. Сами сопроводители должны постоянно напоминать остальным, что отвечать на вопросы полицейских сотрудникам запрещено и обращаться имеет смысл только к ним. Что касается общения с полицией самих сопроводителей, то, как утверждают специалисты по полицейским проверкам, наиболее безопасной является пассивная тактика: не следует проявлять инициативу, подсказывать, заканчивать недоговорённые фразы. На вопросы отвечать двумя вариантами ответа: "Не знаю" - если есть теоретическая возможность не знать ответа, и "Не помню", - если такой возможности нет. "Кто является учредителем вашего ООО?" - "Не знаю". "А в какие числа месяца сотрудники вашего предприятия получают зарплату?" - "Не знаю". "А Вы лично?" -"Не помню". "Это Ваша подпись на документе?" - "Не знаю, может, и моя, я не эксперт, сказать не могу".
3. При начале проверки необходимо остановить работу с важной информацией. Если она хранится на удаленном сервере, необходимо выключить доступ к нему, отключить ВСЕ компьютеры и быть уверенным, что информация изъята не будет. Но даже если документы хранятся не на удаленном сервере, компьютеры все равно нужно выключить. Если на них стоит пароль, это затруднит доступ к информации и даст дополнительное время на вызов адвоката. Отключать нужно ВСЕ без исключения компьютеры в офисе, а не только те, на которых хранится самая важная информация, - в описанном случае полиция сразу поймет, где нужно искать.
4. Рекомендуется вызвать адвоката и обеспечить его присутствие в офисе во время проведения оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ). Это делается по следующим причинам: во-первых, присутствие адвоката дисциплинирует полицейских. Как минимум, они понимают, что вероятность обжалования их действий очень и очень высока. Во-вторых, это юридическая поддержка - адвокат вовремя подскажет, где можно смолчать, где сотрудник полиции привирает, каков риск того или иного шага. В-третьих, в силу своего статуса проводить ОРМ в отношении адвоката полиция может только по разрешению суда (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Значит, в обследовании будет принимать участие такой человек, которого нельзя ни опросить, ни осмотреть его вещи, ни отобрать у него камеру, телефон или диктофон.
5. Рекомендуется известить полицию о системах наблюдения - и только в том случае, если таких систем нет. Делается это для того, чтобы полицейские не выходили за рамки своих полномочий. Если система видеонаблюдения есть - сообщать о ней, напротив, не нужно: пусть фиксирует все нарушения закона, если таковые случатся.
6. Рекомендуется использовать любые возможности для замедления темпа проверки. Делается это для того, чтобы как можно больше сил у полиции ушло на процедурные моменты - следовательно, на само ОРМ сил оставалось меньше. Например - по приходе полиции внимательно изучить их документы. Вызвать ответственных лиц. Вызвать адвоката. Скопировать распоряжение о поведении обследовании. То есть нужно, с одной стороны, выполнять требования полиции, с другой, - сдерживать быстрый темп проведения мероприятия. В результате происходящее утрачивает элементы внезапности и стремительности - а это важный психологический выигрыш, кроме того, у руководства организации появляется дополнительное время на обдумывание ситуации.
7. Рекомендуется под любым предлогом вывести из офиса (по меньшей мере, из зоны проведения обследования) особенно нервных сотрудников. Сотрудники оперативных подразделений полиции - признанные мастера психологического давления. Поэтому если в коллективе есть особенно восприимчивые к этому люди, их следует изолировать от полицейского давления. Особенно важно сделать это в том случае, если такие сотрудники работают в бухгалтерии и на иных ключевых должностях, ведь именно их будут прессинговать больше всего. В стрессовой ситуации они могут наговорить "лишнего".
8. Не нужно предлагать полицейским чай, бутерброды, посещение туалета и т.п. Чем быстрее они устанут, тем быстрее уйдут. Кроме того, и с вами в полиции обойдутся точно так же.
9. Жизненно необходимо фиксировать все нарушения, допущенные полицией. Для фиксации используется два способа. Один - скрытое видеонаблюдение в офисе. Почему скрытое? Потому что висящий на виду видеорегистратор может быть выломан во время обследования или изъят вместе с документами, а запись стерта. Минусы данного способа - во-первых, существуют вопросы к самому факту скрытого видеонаблюдения в офисе; во-вторых, разрешение камер не всегда позволяет получить качественную съемку, кроме того, в офисе всегда могут быть какие-то непросматриваемые места, в которых, в свою очередь, может случиться что-то стоящее внимания. Если все-таки такая запись в офисе ведется, рекомендуется установить несколько фальшивых видеокамер на виду - полиция может их выломать и растоптать, но сильных убытков это не принесет, а вот на реальной камере может появиться очень интересный ролик.
Второй способ - более эффективный - "прикрепление" к полицейским своего сотрудника с диктофоном: он должен ходить за полицейским по пятам и буквально надиктовывать на диктофон буквально все, что делает полицейский, до мельчайших подробностей: куда пошел, что сделал, что открыл, что сломал, что кому сказал, что и как потребовал, чем мотивировал, какой документ взял и прочее. Такая запись, во-первых, дисциплинирует сотрудника полиции, во-вторых, эта запись дает богатую почву для подготовки жалобы на полицейских, в-третьих, полицейские, каждый шаг которых нещадно протоколируется, стараются поскорее все закончить. Как вариант - надиктовывать эти сведения по телефону, во время звонка, при этом запись разговора осуществляется в третьем месте и отобрать ее сразу после завершения ОРМ будет нельзя. Почему предпочтительнее использовать именно диктофон, а не камеру? Потому что качество видеозаписи будет таково, что и картинку будет не разглядеть, и звук не расслышать. Кроме того, снимать полицейского на камеру можно только с его согласия (ст. 152.1 ГК РФ), которое он, разумеется, не даст.
10. Рекомендуется внимательно и полностью прочитать протокол (акт, иной аналогичный документ), составленный в процессе и по итогам ОРМ. Беглый просмотр, листание или чтение вслух другими лицами - это практически то же, что и отказ от ознакомления с протоколом (актом).
11. Если со стороны проверяющих имели место какие-то нарушения, их ОБЯЗАТЕЛЬНО следует отразить в Акте обследования, протоколе изъятия документов. Однако не просто общими фразами: не согласен с действиями полиции, поскольку они нарушили закон. Необходимо указать конкретные нарушения: не представились, не дали сделать копии, не вписали в протокол какие-то (указать, какие именно) документы, забрали чужое имущество, не отпускали в туалет, не разрешали принять лекарство, применили физическое воздействие и так далее.
12. Не отказывайтесь от подписи документов, составленных по итогам ОРМ (акта обследования, протокола изъятия и прочих). В таком случае полицейские просто сделают отметку об отказе от подписи. Никаких преимуществ это не дает. Целесообразнее подписать эти документы со своими замечаниями. Чем более подробны эти замечания (возражения), тем лучше.
13. По окончании ОРМ нужно удостовериться, что ушли все проверяющие. Зачем? Да потому что, оправившись от шока, сотрудники компании первым делом начнут оживленно обсуждать произошедшее. Вот тут-то у оставшихся полицейских появится масса возможностей услышать весьма любопытную информацию.
14. Не рекомендуется после визита полиции резко менять режим документооборота, систему взаимодействия сотрудников - такая смена работы компании подскажет полиции, где можно еще что-то поискать и покопаться. Кроме того, не стоит лихорадочно вывозить из офиса все то ценное и компрометирующее, что не обнаружили полицейские: не раз бывало, что после обследования за офисом устанавливали наблюдение, и ближайшим вечером или ночью, при попытке вывоза важной документации, вся она и изымалась. Особенно ожидаем такой маневр в том случае, если перед уходом сотрудники полиции сообщают, про обследование будет продолжено.
Как вести себя рядовым работникам офиса?
1. НЕ ПОМОГАТЬ СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ. Абсолютно все, что они имеют право сделать в ходе проверки, они имеют право сделать САМИ, без какого-либо содействия сотрудников офиса: им не нужна помощь, чтобы изъять документы, им не нужна помощь или разрешение, чтобы зайти в помещение, и т.д. Но сотрудники полиции часто в ходе проверки просят самих сотрудников, например: "откройте, пожалуйста, ящики столов", "покажите нам, что у вас в сумочке", "введите пароли на всех компьютерах". Они просят не из вежливости и не от лени: дело в том, что есть существенная разница между тем, что сделал полицейский сам при проверке, своими руками (то есть применив свои полномочия), и тем, что сделано руками сотрудников организации по его просьбе (заметьте, именно просьбе, а не требованию). Так что, когда полицейские знают (или подозревают), что они не имеют права что-либо делать, они просят это сделать сотрудников офиса (могут очень даже грозным голосом, но сути это не меняет). Результат достигается, и даже жаловаться не на что - сотрудники компании все сделали сами.
Поэтому на любую просьбу полицейских "принести", "открыть", "передать ключ", "ввести пароль" должен следовать только один ответ: "Нет. Если вы имеете право это сделать, то, пожалуйста, сделайте это сами".
2. НЕ МЕШАТЬ СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ. Это более всего относится к самоотверженным борцам за справедливость или просто очень впечатлительным сотрудникам. Нельзя противодействовать действиям полиции (даже если они кажутся совершенно беззаконными), потому что: во-первых, полиция это все равно сделает, во-вторых, Вы при этом получите физические повреждения (болезненные), в-третьих, по итогам может быть возбуждено уголовное дело по нападению на сотрудников полиции при исполнении (см. 318 УК РФ: до пяти лет тюрьмы за простое физическое противодействие, и до десяти - за насилие, опасное для здоровья). Да и, кроме того, полиция может вызвать подмогу: приедет еще какое-то количество полицейских, агрессивно настроенных, - и тогда последствия обследования будут "серьезнее".
3. ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО СЧИТАЕТЕ НУЖНЫМ, НЕ СПРАШИВАЯ. Если сотруднику компании что-то захотелось сделать, не нужно отвлекать полицейских и спрашивать у них разрешения на это действие (а также самим задаваться таким вопросом). Считаете нужным позвонить? Берете и звоните (не спрашивая). Нужно выйти в соседний кабинет? Берете и идете. Дома ждут дети? Берете и идете домой. Почему не нужно спрашивать? Потому что все, что полицейские захотят запретить, они сами запретят. То есть сначала делаете то, что решили сделать, а если запретили, то тогда уже не делаете. Сделать то, что нельзя, вам не позволят полицейские, из этого и нужно исходить.
И наоборот, постоянные "а можно?" на практике приводят в обратному эффекту - полицейские просто, ничего не объясняя, говорят "нельзя".
4. МОЛЧАТЬ. Подготовить весь персонал к общению с проверяющими из полиции - невозможно, да и ни к чему. Достаточно иметь одного (двух-трех) подготовленных на этот случай сотрудников. Вот пусть они с полицейскими и общаются. Все остальные должны просто молчать и вызвать тех, кто должен разбираться с ситуацией. Рядовые сотрудники не должны вступать в дискуссии с полицией, что-то объяснять полицейским, отвечать и т.д. важно помнить: пока гражданина не вызвали на допрос, он никому ничего говорить не обязан.
С другой стороны, полицейская проверка - это всегда стресс. Простые сотрудники могут быть сильно напуганы даже самим фактом внезапного появления полиции. Манеры полицейских, грозный тон и угрозы только усугубят ситуацию. И в этом случае напуганный сотрудник не просто начнет говорить, но также скажет и того, чего он не знает и чего никогда не было. Отсюда следующее правило -
5. НЕ НАХОДИТЬСЯ С ПОЛИЦЕЙСКИМИ НАЕДИНЕ. Станет страшно, а дальше ситуация уже не контролируется. Стремиться нужно к тому, чтобы всегда рядом находились иные люди, и лучше всего - те, кого к встрече с полицией специально готовили.
Изъятие предметов и документов
Оптимально, когда в офисе компании вообще нет таких предметов, факт нахождения которых компрометирует организацию (например чужие печати и учредительные документы и подобное). Если избавиться от таких предметов невозможно, следует хотя бы заранее иметь правовое обоснование их нахождения в офисе.
Единственный совет против изъятия документов - максимальное использование электронного документооборота и высоких технологий. В частности, удаленное хранение документации на серверах, находящихся за пределами офиса и даже за пределами РФ*(1), использование технологии "тонкий клиент". Сотрудники офиса в таком случае работают с электронными сканами документов, изъять которые невозможно. Если в такой ситуации выключить сервер, находящийся в совершенно другом месте, доступ к документации будет абсолютно исключен.
Присутствие руководителя
Если в начале проведения обследования руководителя не оказалось на месте, его скорейшее "на всех парах" прибытие в офис представляется не вполне целесообразным: его присутствие не остановит хода ОРМ и никак на него не повлияет, обязательное присутствие руководителя при обследовании законом не предусмотрено. А вот вид нервничающего руководителя может негативно сказаться на общем настроении коллектива, что приведет к панике. Тактически более верное решение для руководителя, у которого в офисе проверка, - это встреча с профессиональным юристом в данной области, чтобы разработать план дальнейших действий.
Если руководитель в момент проверки находится в офисе, то его первая забота - это демонстрировать спокойствие. Как минимум, это приободрит коллектив. Как максимум - посеет сомнения в своих данных у сотрудников полиции, поскольку они имеют дело с человеком, уверенным в себе.
______________________________
*(1) Это рекомендуется делать даже не для того, чтобы скрывать от правоохранительных органов любую информацию о компании, а для того, чтобы была возможность и время оценить правомерность требований полиции. Если требования законны, технология позволяет выдать именно необходимые документы и сведения, без излишков, и сохранить конфиденциальность остальной информации. Данные технологии также позволят восстановить работоспособность организации в случае изъятия у нее всех найденных документов и техники, так как вся документация будет доступна для работы с удаленных серверов. В противном случае коммерческая деятельность лица может быть парализована.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах