Отличие обыска от оперативно-разыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"
ОРМ Обследование | Обыск |
Кто проводит | |
Сотрудники подразделений МВД, указанных в приложении к приказу МВД РФ от 19.06.2012 N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" | Следователь (п. 41 ст. 5 УПК РФ), либо следователь совместно с сотрудником оперативного подразделения полиции (ч. 7 ст. 164 УПК), либо сотрудники полиции (только на основании поручения следователя, см. п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и п. 9 ч. 1 ст.12 Закона о полиции) |
Документ, на основании которого проводится мероприятие | |
Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденное начальником (замом) ОВД (п. 2 Инструкции N 199). Распоряжение (подлинник) предъявляется перед началом обследования, копия распоряжения вручается под роспись (п. 10 Инструкции N 199) | Постановление следователя о производстве обыска (ч. 2 ст. 182, ч. 1 ст. 164 УПК РФ) + поручение следователя на производство этого обыска, если обыск проводит не он сам, а иные лица (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Подлинник постановления предъявляется до начала обыска. Копия постановления не вручается (ч. 4 ст. 182 УПК РФ) |
В каких случаях допускается проведение без документа-основания | |
Таких случаев закон не предусматривает. Распоряжение об обследовании должно быть обязательно во всех случаях | Таких случаев закон не предусматривает. Постановление следователя об обыске должно быть обязательно во всех случаях |
Время проведения мероприятия | |
Обследование проводится только днем. Проведение обследования в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени, п. 21 ст. 5 УПК РФ) допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности РФ | Производство обыска в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ) |
Присутствие понятых | |
Использование понятых при проведении ОРМ Обследование необязательно. Участие понятых становится обязательным, если при проведении обследования изымаются документы и предметы (п. 14 Инструкции N 199) | Обязательно участие не менее двух понятых (ч. 1 ст. 170 УПК РФ), за исключением случаев производства обыска в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также если его производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 170 УПК РФ). В этом случае используются техсредства для фиксации хода и результатов обыска |
Изъятие документов | |
При изъятии документов с них обязательно изготавливаются копии, заверенные сотрудником полиции, проводившим изъятие Если в момент ОРМ это сделать невозможно, копии изготавливаются и передаются владельцу документов в течение 5 дней после изъятия (абз. 3 п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 15 Инструкции N 199) | Изготовление копий, изъятых в процессе обыска, не предусмотрено (см. ст. 182 УПК РФ). Однако по ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему (ч. 3 ст. 84 УПК РФ) |
Изъятие электронных носителей информации | |
При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их заверенных копий; либо по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации (п. 20 Инструкции N 199) | По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в обыске, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации (ч. 9.1 ст. 182 УПК РФ) |
Документы о ходе и результатах мероприятия | |
Обязательно составляется рапорт (п. 34-35 Приказа N 199). В случае изъятия документов и вещей об изъятии составляется протокол (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 23 Инструкции N 199). Составление Акта обследования не предусмотрено Законом об ОРД и незасекреченными нормативно-правовыми актами | Независимо от результатов обыска должен быть составлен протокол обыска (протокол производства обыска) (ч. 12 ст. 182 УПК РФ) |
Запрет покидать место проведения мероприятия | |
Закон об ОРД не разрешает ограничивать свободу передвижения лиц, присутствующих при проведении ОРМ Обследование. Однако у полиции есть противоположное право: согласно п. 7 ст. 13 Закона о полиции ее сотрудники вправе требовать от граждан покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения ОРМ. Запрет на какое-либо общение во время проведения ОРМ Обследование законодательство не содержит | Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска (ч. 8 ст. 182 УПК РФ) |
Взлом сейфов, запертых ящиков, столов, хранилищ и т.п. | |
Закон об ОРД не содержит прямого разрешения взламывать и вскрывать любые хранилища во время поведения ОРМ Обследование. Однако судебная практика признает за полицией такое право. При том сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации причиняемого ущерба (ч. 4 ст. 19 Закона о полиции) | При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества (ч. 6 ст. 182 УПК РФ) |
Обязательное присутствие руководителя или законного представителя организации | |
Не предусмотрено; ОРМ проводится в присутствии простого представителя (п. 10 Инструкции N 199), статус которого не определен; на практике к таковым сотрудники полиции относят любое лицо, которое, как явствует из обстановки, имеет отношение к обследуемому (например продавец) | Не предусмотрено; при производстве обыска участвует лицо, в помещении которого проводится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК РФ); на практике следователь обеспечивает участие любого представителя обыскиваемой организации |
Обжалование | |
Прокурору (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД, ст. 53 Закона о полиции). Жалоба рассматривается в течение месяца (п. 3 Инструкции, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 N 33 и п. 5.1 Инструкции, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45). В вышестоящий орган полиции (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД, ст. 53 Закона о полиции). Жалоба рассматривается в течение месяца (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, п. 91 Инструкции, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707) В районном суде (ст. 125 УПК РФ). Жалоба рассматривается в течение 5 суток. По результатам рассмотрения выносится постановление | Прокурору (ст. 124 УПК РФ). Жалоба рассматривается в течение 3 суток (срок может быть продлен до 10 суток). По результатам рассмотрения выносится постановление. Руководителю следственного органа (ст. 124 УПК РФ). Жалоба рассматривается в течение 3 суток (срок может быть продлен до 10 суток). По результатам рассмотрения выносится постановление. В районном суде (ст. 125 УПК РФ). Жалоба рассматривается в течение 5 суток. По результатам рассмотрения выносится постановление |
Ответственность за противодействие | |
Административный штраф от 500 до 1 000 рублей, либо административный арест до 15 суток (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ) | Денежное взыскание в размере до 2500 рублей (ст. 117 и ч. 4 ст. 21 УПК РФ) |
Тема
См. также
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах