Акт (протокол) проверочной закупки
Закон об ОРД не обязывает полицейского составлять по итогам закупки какой-то специальный документ. На практике все, что происходит во время проверочной закупки (если, конечно, она состоялась*(1)), фиксируется в документе, который называется Актом (протоколом) проведения (хода) оперативно-разыскного мероприятия "Проверочная закупка" (реже составляются Акт (протокол) фиксации проверочной закупки, еще реже подобный документ называют Актом (протоколом) проверки). При закупке азартной игры составляется Акт проверочной игры. Очевидно, название документа не имеет принципиального значения, если его текст позволяет установить ключевые моменты события:
- факт проведения именно оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ), а не иного мероприятия*(2);
- дату, адрес проведения, точное время начала и окончания ОРМ, наименование продавца (как организации, так и конкретного физического лица, если оно известно);
- имена и должности участников мероприятия - сотрудников полиции, закупщика и понятых (при наличии), возможно, иных свидетелей;
- описание хода закупки: кто подошел, куда, к кому, о чем попросил, каковы были действия продавца и т.п.;
- описание закупленного товара/услуги;
- стоимость покупки, а также указание на то, какими купюрами расплачивался закупщик.
Акт или протокол скрепляется подписями участвующих лиц - как минимум, сотрудников полиции, закупщика и понятых (при участии). Если хотя бы один из понятых укажет в протоколе, что лично не видел какую-то деталь мероприятия (например, наименования проданного лекарственного средства), то в дальнейшем на этом основании сам факт правонарушения может показаться суду недоказанным (постановление Пятнадцатого ААС от 15.05.2015 N 15АП-6550/15). Очень часто в акте закупки просят расписаться и продавца. Для него - это дополнительный шанс заявить о несогласии с актом, изложить свою версию событий. Например, если при закупке имела место провокация, то в акте можно указать, что закупщик, например, угрожал, требовал, или наоборот, плакал и умолял (скажем, продать лекарство без рецепта).
К акту прилагается выбитый за покупку кассовый чек (при его наличии).
Копия акта Проверочной закупки, как правило, вручается продавцу.
Если проведение проверочной закупки завершается изъятием предметов и документов, то о таком изъятии составляется отдельный протокол по правилам ст. 166 УПК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Процедура изъятия установлена п. 1 ст. 15 Закона об ОРД.
Правовой статус Акта закупки, очевидно, аналогичен правовому статусу протокола об административном правонарушении: сам по себе, отдельно от обжалования действий полиции вообще, он обжалован быть не может.
Помимо указанного Акта (протокола) проведение ОРМ Проверочная закупка может сопровождаться дополнительно составлением следующих документов*(3):
- акт или протокол осмотра и выдачи денежных средств. Осматриваются купюры, которыми предполагается в дальнейшем расплатиться за закупленный товар или услугу (иногда их дополнительно метят люминисцентным маркером). Номера купюр переписываются или эти купюры ксерокопируются. Акт скрепляется подписями понятых. По окончании закупки полицейские будут, в первую очередь, искать и изымать именно эти купюры. Использование "куклы" (имитатора денежных средств; как правило, стопка листов обычной бумаги, упакованная вместе с настоящими банкнотами) в закупках у хозяйствующих субъектов не практикуется;
- акт (протокол) личного досмотра закупщика. Цель этого действия - убедиться в том, что, во-первых, у закупщика при себе не имеется предметов, аналогичных предмету закупки, а во-вторых, что закупщик будет расплачиваться именно выданными ему деньгами. При досмотре участвуют понятые;
- акт (протокол) добровольной выдачи закупщиком и изъятия приобретенного товара, чека и оставшихся денежных средств.
Все эти акты составляются далеко не всегда - как правило, только по закупке, которая изначально предназначалась для возбуждения уголовного дела. Наличие таких документов при закупке, по которой возбуждено не уголовное дело, а дело об административном правонарушении, говорит о дотошности прибывших сотрудников полиции и о том, что к закупке они тщательно подготовились.
______________________________
*(1) Сложно сказать, как именно оформляется результат ОРМ Проверочная закупка, если сделка по любым причинам не состоялась. Согласно п. 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (утв. приказом МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27.09.2013), если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ. Это позволяет предположить, что в таком случае составляется сугубо внутренний полицейский документ, вероятнее всего, рапорт, который докладывается руководству.
*(2) Различные общественные организации любят проводить подобные рейды, по итогам которых составляют свои акты закупок (обычно - контрольной закупки). Данные документы они, как правило, передают в Роспотребнадзор, который может каким-нибудь образом использовать этот акт в качестве одного из доказательств (не ключевого) по административному делу.
*(3) К самим таким актам тоже есть вопросы: ни осмотр и выдача денежных средств, ни личный досмотр, ни добровольная выдача не являются оперативно-разыскными мероприятиями (см. ст. 6 Закона об ОРД). В таком случае, в рамках чего и на основании каких нормативно-правовых актов они оформляются? Если предположить использование ст. 27.7 КоАП РФ, то по ее смыслу она регламентирует досмотр лица (и его вещей), в отношении которого ведется производство по делу, а закупщик таковым не является; и, главное, оперативно-разыскная деятельность может обслуживать исключительно интересы уголовного судопроизводства, но никак не административного. Личный обыск (ст. 184 УПК РФ) возможен только после возбуждения уголовного дела, чего при проведении ОРМ Проверочная закупка, как правило, нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах