Участие понятых в проверочной закупке
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное участие понятых (их еще называют "представителями общественности") в осуществлении проверочной закупки (кассационное определение СК по уголовным делам Томского областного суда от 04.06.2012 по делу N 22-2662/2012). С другой стороны, и запрета на их участие тоже нет. Поэтому полиция часто приглашает понятых по своей собственной инициативе, чтобы придать больший доказательственный вес данным, собранным в результате оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ). Кроме того, сразу после закупки, как правило, проводится изъятие предметов и документов, а при этом действии присутствие понятых все равно неизбежно (п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, ст. 166 УПК РФ).
Однако участие понятых вместо усиления доказательственной базы может привести и к обратному эффекту - если понятые (как это часто случается в обществе, пропитанном правовым нигилизмом) указывают недостоверные данные о себе - ФИО, адрес, место работы, либо в дальнейшем не являются по вызову суда или прокурора. В таком случае у проверяющей инстанции (прокуратуры либо суда) могут возникнуть вполне обоснованные сомнения в самом факте существования понятых либо в их честности и незаинтересованности, а затем в законности и надлежащем проведении всего ОРМ. Именно поэтому предварительная (до подачи жалоб) встреча с понятыми может играть существенную роль в обжаловании результатов ОРМ Проверочная закупка.
Требования к личности самих понятых установлены законом (ст. 60 УПК РФ, ст. 25.7 КоАП РФ): ими могут быть совершеннолетние лица (в том числе неграждане РФ), не заинтересованные в исходе дела, не являющиеся родственниками иных участников закупки и не являющиеся работниками правоохранительных органов. Под работниками понимаются не только оперативные сотрудники и иные должностные лица полиции, но и гражданский персонал, например водители, канцеляристы (решение Алтайского краевого суда от 09.07.2013 по делу N 7-151/13).
Добровольность участия понятых предполагается. Никаких заявлений от понятых на их согласие участвовать при проведении ОРМ действующим законодательством не предусмотрено (см., например, постановление Ленинского районного суда г. Барнаула от 29.04.2013 по делу N 10-9/2013).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах