Единый реестр проверок
Статьей 13.3 Закона N 294-ФЗ предусмотрено ведение Единого реестра проверок (далее - Реестр). Реестр представляет собой информационный ресурс в Интернете по адресу: http://proverki.gov.ru.
В Единый реестр вносятся сведения исключительно о таких проверках, которые проводятся по нормам Закона N 294-ФЗ. Таким образом, в Едином реестре не будет информации о прокурорских, полицейских, налоговых, таможенных, банковских и т.п. проверках (ч.ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
В Единый реестр вносятся сведения о проверках юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и с 19.08.2018 - органах местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 19.02.2018 N 17-ФЗ).
Правила формирования и ведения Реестра установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 (далее - Правила N 415).
Оператором Единого реестра является Генеральная прокуратура, которая должна обеспечивать размещение на указанном сайте общедоступной информации из Реестра (ч. 1 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ). Непосредственно вводом информации занимаются, разумеется, сами проверяющие органы (пп. "б" п. 12 Правил N 415). Информация Реестра включает в себя множество сведений (их перечень установлен п. 13 Правил N 415), и не все эти сведения должны находиться в открытом доступе. В общедоступную информацию из Реестра, в частности, входят:
- уникальный учетный номер проверки (п. 1 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ). Этот учетный номер присваивается в автоматическом режиме с момента внесения в Реестр проверок информации, присваивается однократно и не может быть ни изменен, ни использован повторно (п. 14 Правил N 415);
- наименование органа контроля, ФИО проверяющих и привлеченных экспертов, представителей экспертных организаций, предмет проверки, срок ее проведения, включая даты начала и окончания проверки, перечень применимых административных регламентов и иная информация, предусмотренная п.п. 1-6 и 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ (п. 2 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ);
- информация, добавляемая по окончанию проверки (дата, время и место составления акта проверки; ФИО и должности должностного лица, проводившего проверку, и иные сведения, указанные в п.п. 1-6 ч. 2 ст. 16 Закона N 204-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ);
- результаты проверки (обнаружены ли нарушения, какие меры приняты, обжалованы ли эти меры и с каким результатом, включая отмену результатов проведенной проверки) (п.п. 4, 5 части 3. ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ).
Насколько важна для проверяемых информация из Реестра (и соответствующего Интернет-ресурса)?
Представляется, что эта информация не имеет большого практического значения.
Во-первых, если речь идет о внеплановой проверке, информации там может не быть вовсе, потому что согласно п. 17 Правил N 415 информация о ней вносится в Реестр не позднее пяти рабочих дней со дня начала проверки (речь идет о внеплановых проверках по основаниям ч. 12 или п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, а также тех, которые не требуют предварительного уведомления). Что касается остальных внеплановых и всех плановых проверок, то информация о них вносится в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа о проведении проверки (п. 16 Правил N 415). Теоретически, поскольку о плановых проверках необходимо уведомлять путем отправки копии приказа заранее, а конкретно не позднее за три рабочих дня до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), информация о ней может успеть появиться на сайте http://proverki.gov.ru. У внеплановой проверки такие шансы гораздо ниже.
Во-вторых, даже если предположить, что приказ о проверке был издан задолго до начала проверки и уже истекли все сроки внесения информации на сайт, а информации все нет, и единого номера проверки тоже, - это ни на что не влияет. Отсутствие сведений о проверке в Едином реестре проверок не относятся к числу грубых нарушений Закона N 294-ФЗ, которые влияют на результат проверки (см. ст. 20 Закона N 294-ФЗ). В частности, приказ о проверке или уведомление о ней, акт проверки не должны ссылаться на номер проверки в Едином реестре (см. ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Отсутствие сведений о результатах проверки не влияет на процедуру привлечения к административной ответственности по выявленным нарушениям. Однако, с 6 августа 2017 г. за невнесение сведений о проверке в Реестр чиновники могут поплатиться по ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Наказуемым является также нарушение сроков внесения информации в реестр и внесение неполной или ложной информации (дважды в течение года).
Кроме того, Единый реестр проверок создавался вовсе не с целью облегчить жизнь бизнес-сообществу или оградить его от злоупотреблений со стороны надзорных органов. Напротив, согласно ч. 1 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ единственная цель появления данного ресурса - это обеспечение учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок. Следовательно, внесение сведений о проверке в Реестр - это рядовое статистическое мероприятие. Таким образом, любое обжалование проверок, связанное с отсутствием или недостоверностью сведений в Едином реестре, представляется абсолютно бессмысленным.
Но сам по себе ресурс может оказаться полезным как инструмент проверки контрагентов, например, либо в иных познавательных целях. В частности, проконтролировать наличие выданных по итогам проверки предписаний (на случай ошибки Почты России, не доставившей Акт проверки с предписанием), посмотреть, не отправил ли проверяющий в другие органы информацию по таким обнаруженным нарушениям, которые относятся к "чужой" подведомственности (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ), а представители малого бизнеса могут подсчитать общегодовое количество часов плановых выездных проверок (п. 3 ч. 2 ст. 13.3 и п. 6 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах