Проверки применения ККТ
Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ).
С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ, в соответствии с которыми осуществлен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее также - онлайн-кассы). Внедрение нового порядка применения ККТ необходимо для целей обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Переход на онлайн-кассы осуществляется поэтапно:
- с 1 февраля 2017 года - для вновь регистрируемых ККТ (ч. 4 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);
- с 1 июля 2017 года - для ККТ, зарегистрированных (перерегистрированных) до 1 февраля 2017 года (ч. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);
- с 1 июля 2018 года - для организаций или индивидуальных предпринимателей, поименованных в ч.ч. 7, 9, 11 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, на которых возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, а в случаях, поименованных в ч.ч. 7.1-8, 11.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ - с 1 июля 2019 года.
До этой даты организации и ИП вправе перейти на применение онлайн-касс в добровольном порядке (ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, как и прежде возложены на налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В рамках осуществления контроля и надзора налоговые органы:
- ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проводят анализ данных;
- осуществляют наблюдение за применением ККТ;
- проводят проверки применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе удаленные проверки (по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов) (абз. 4 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);
- проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем контрольной закупки (абз. 5 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);
- проводят проверку правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ (абз. 9 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ).
Кроме того налоговым органам предоставлено право:
- запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ (случаи, порядок и сроки предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет ККТ утверждены приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@, действующим с 19 августа 2017 года);
- получать, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе ККТ;
- получать беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
- выносить предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении ККТ.
При проведении мероприятий контроля за применением ККТ налоговой службой оценивается также соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, предъявляемых:
- Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" - к платежным агентам, операторам по приему платежей-платежным агентам, платежным субагентам, поставщикам;
- ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" - к банковским платежным агентам (см. приложение N 8 к приказу ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@).
При осуществлении функций, предусмотренных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.
Состав, последовательность и сроки проводимых при проверке процедур установлены Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н.
Результатом проведения проверки является установление факта соблюдения (несоблюдения) проверяемыми объектами требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а в случае выявления правонарушения - возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Проверки являются плановыми и не носят характер налоговой проверки, так как имеют самостоятельный предмет проверки, не связанный с контролем за правильностью уплаты налогов налогоплательщиками. Такие проверки могут проводиться одновременно с налоговыми проверками (см. письма Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26094, УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973).
Вместе с тем, информация, получаемая при осуществлении полномочий по регистрации ККТ и контролю за их применением, может быть использована налоговыми органами также и в целях налогового контроля (см. письмо ФНС России от 07.06.2013 N АС-4-2/10459).
Отметим, что внедрение нового порядка применения ККТ предусматривает возможность оперативного получения налоговыми органами информации о расчетах в электронной форме, что позволит практически отказаться от проверок с выходом на место установки ККТ.
Мероприятия налоговых органов по контролю за применением ККТ относятся к финансовому контролю, на который не распространяются требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (письма Генеральной прокуратуры РФ от 25.06.2009 N 73/3-133-2009, ФНС России от 07.07.2009 N ШТ-17-2/128@, Минфина России от 09.07.2009 N 03-01-15/7-327).
Поэтому в отношении проверок применения ККТ не действует временный запрет на проведение плановых проверок в 2016 - 2018 г.г. в отношении субъектов малого бизнеса, установленный ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ (п. 3 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, о проведенной проверке проверяющие не обязаны вносить запись в журнал учета мероприятий по контролю организации, как это предусмотрено ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой
Предмет проверки применения ККТ и проверяемый период
Основание, периодичность и сроки проведения проверок применения ККТ
Порядок проведения проверки соблюдения требований к ККТ
Оформление результатов проверки применения ККТ
Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах